1. деизм (от лат.
Deus - бог. Это религиозно - философское направление возникло в Англии в Xvii веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Термин "Деизм" происходит от латинского слова Deus - бог. Деизм признает бога, но рассматривает его лишь как творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от лат. Transcendere - выходить за пределы чего-либо) человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему
. Деизм утверждает, что и со стороны бога невозможны какие-либо откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.
Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек поэтому абсолютно автономен. Для его не только телесной, но и духовной жизни не требуется никакого общения с богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. то есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и церковь.
Так, признавая, по-видимому, бога, деизм полностью отверг его необходимость для человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Это уже радикальный шаг на пути к прямому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: "раздави гадину! Деизм - не случайный плод праздной мысли. Психологические корни его совечны первому человеку, возмечтавшему стать "как Бог" без бога, против бога и начавшему "новую жизнь" (смерть) в "новом" мире. Эта наследственная "Самость" и полное атрофирование духовной стороны жизни и породили множество тяжелейших аберраций человеческого ума и сердца: деизм, атеизм, материализм, сатанизм ….
2. пантеизм (от греческого слова - все; и - бог) - направление, по своей духовной сущности родственное деизму. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Существо его состоит в том, что бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться сам по себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен (от лат. Immanens - присущий чему-либо) миру. Личного бога не существует. Еврейский философ Спиноза (\u2020 1677 г. ) выразил это положение в лаконичной формуле: "Бог Есть Природа" (Deus Sive Natura.
Пантеизм как религиозно - философское направление особенно присущ индийским системам мысли. Там он уже тысячелетия существует. На Западе пантеизм принимал различные формы у разных мыслителей (например, у Спинозы, Гегеля, шлейермахера. В России его плоско, примитивно развивал лев толстой. Так, на место бога он поставил "Разумение Жизни", которое есть любовь; религиозная жизнь - это жизнь, благо которой состоит в подавлении в себе "животной личности", "в благе других и в страданиях за это благо". Живущий так имеет в себе бога и является "Сыном Божиим" так же, как и Христос. Смерть возвращает "Сына Божия" в лоно отца - бога, в котором сын и исчезает, как в общемировой сущности. Одним словом, по толстому, нет ни личного бога, ни личного бессмертия, ни, следовательно, реального смысла жизни. Ибо смысл может быть , внимание, только в жизни, но не в исчезновении.
Пантеизм свободу воли человека отрицает. Он, как и деизм, не дает основания для живых, личных отношений человека к богу, поэтому религия в нем по существу становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, брахман) воплощается и становится личным божеством (например, Кришна. Справедливо заметил наш русский философ Л. М. Лопатин (\u2020 1920 г. ), что в пантеизме "для Мысли, По-видимому, Представляется Только Один Выход: или мир Провозгласить Призраком и Уничтожить его в Боге, или Бога Заставить Исчезнуть в Мире до Такой Степени, что от Него Остается Одно имя" 41 . к последнему пантеизм практически всегда и приходит.
3. теизм (от греческого - бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Различные теистические системы существуют.
И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим.
Точную, хотя и краткую, характеристику этих трех концепций дал в своей речи перед защитой докторской диссертации проф. Мда М. а. старокадомский (\u2020 1973 г. . он сказал тогда, в частности: "только теизм, утверждающий бытие абсолютной всесовершенной личности, которая свободным творческим актом вызывает из небытия мир и человека и промышляет о них, может дать удовлетворение живому религиозному чувству.
Молитва как основное проявление религиозной жизни может быть обращена только к всеблагому верховному правителю мира, могущему оказать благодатную помощь. Ни пантеизм, ни деизм основой религиозной жизни служить не могут. В абсолютной субстанции Спинозы бог и мир представляют единое нераздельное целое. В нем все связано законом железной необходимости и нет места порывам свободного влечения. И Amor Dei - любовь к богу - у Спинозы, как и у стоиков, представляет лишь добровольное подчинение неизбежному року. Так же и у Гегеля абсолютное, вначале представленное отвлеченным, пустым по содержанию понятием, лишь в конце процесса диалектического развития достигает самосознания. Поскольку движение понятий строго определяется логическими законами, здесь свободного общения личности с абсолютным допущено быть не может.
Такую же картину рисует и деизм, по которому мир представляет идеально устроенные часы, строго размеренный ход которых не нуждается во вмешательстве верховного мастера".