Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Фридрих Ницше. Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".

08.12.2017 в 19:52

Фридрих Ницше. Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".

Эстетика ницше. Исходный пункт: Аполлон и Дионис. Складывание элитарной концепции искусства.

От философского мировоззрения Ницше, его филологических изысканий, его взглядов на мораль, политику, религию, науку неотделимы его эстетические критерии и вкусы. Ницше исключительно оригинален в своих эстетических построениях и, хотя элитарные тенденции в истолковании искусства мы можем зафиксировать на протяжении всей истории развития эстетической мысли, а в эстетике немецких романтиков (шлегель, новалис, шеллинг), и особенно шопенгауэра, можем отметить процесс складывания этих тенденций в систему элитарных идей, об элитарных концепциях в строгом смысле слова мы должны говорить лишь начиная с Ф. Ницше.

Немаловажен сам факт выступления элитарных тенденций в чистом виде именно во второй половине XIX века, времени, когда подобные тенденции возникают не , внимание, только в искусстве, но и в философии истории, и в социологии.

Эстетическое мировоззрение Ницше, неразрывно связанное с его общими философскими взглядами, проделало три этапа.

Первый этап начинается с первой значительной работы философа "Рождение Трагедии из Духа Музыки" *. следует сразу отметить, что в эстетике Ницше на первом месте не скульптура, не живопись, даже не театр, хотя о нем он говорит чаще всего, а музыка. Это романтическое предпочтение музыки всем другим искусствам остается главенствующей чертой эстетики Ницше на всех ее стадиях. Музыку Ницше считает универсальной, она - "Мать Всех Искусств", из нее возникли лирика и драма; она не отпечаток бытия, а его заговоривший таинственный голос: она - особого рода метафизика, проникающая за пределы всех недоступных логике жизненных явлений, через нее с нами "внятно беседует сокровеннейшая бездна вещей".

В своем темпераментно написанном трактате Ф. Ницше исследует греческую трагедию V века до Р. X. он выявил противоположные тенденции греческого искусства, связав их с именами двух богов Аполлона и Диониса. Первый - символ сновидений, иллюзий и в то же время спокойного артистизма, трезвого правила; второй - символ наития, вдохновения, упоительного восторга, ощущения невероятной силы. "Аполлоновское" начало - это пластические образы изобразительных искусств и эпической поэзии. "Дионисовское" - это музыка и лирика.

По Ницше, в человеческом уме тоже существует два отношения к жизни - дионисовское и аполлоновское. Близость к природе, инстинкт, страстность означает дионисовский элемент в человеке, нечто иррациональное, примитивное и трагическое. Аполлоновское начало помогает принимать жизнь через мышление, превращая ее в мечту, светлую, гармоническую и прекрасную.

Эти два начала, считает Ницше, лишь однажды соединились в одно целое в аттической трагедии, где бурные страсти и коллизии обрамлены изящной полной совершенства композицией. Греческие трагики эсхил и софокл, которых молодой Ницше считает медиумами дионисизма, оживили мир гомеровких богов и с помощью аполлоновских творений фантазии облегчили себе постижение мирового целого, придав его стихии конкретность форм. В единоборстве уродливого оргазма и чар красоты сильнее первое, никогда не заслоняющее ужасов действительности и доставляющее индивидууму "Экстаз Самоуничтожения".

Лейтмотивы книги Ницше - оптимизм, разумность и мораль отвечают "Предрассудкам Демократического Вкуса"; за благородным и гармоничным искусством древних греков, о котором молодой Маркс сказал, что "греки разбивали природу гефестовским молотом искусства, создавая статуи", Ницше видит только "дифирамбическое безумие"; жизнь "постоянно должна оставаться неправой"; Сократ с его "химерической верой" в возможность исцелить с помощью познания "вечную рану существования" виновен в повороте к рассудочному теоретизированию: истинное величие на стороне досократовской Греции. С точки зрения Ницше, греческая культура всего благороднее, там, где она трагична: "грек знал и испытывал страхи и ужасы бытия: чтобы вообще быть в состоянии жить, он должен был заслонить себя от них лучезарными призраками олимпийцев.

Это глубокое недоверие к титаническим силам, природы, это над всеми познаниями без жалостно царящая мойра, этот коршун, терзающий величайшего друга человечества Прометея. Вся эта философия. Была непрестанно побеждаема греками при помощи художественного промежуточного Мира олимпийцев. По глубочайшей необходимости, чтобы быть в состоянии жить, должны были греки создать этих богов".

Трагедия, говорит Ницше, являясь произведением аполлоновского импульса, достигает величия и истинности потому, что она включает в себя и дионисийское начало: "в совокупном действии трагедии дионисийское слово достигает перевеса. И благодаря этому аполлоновский обман оказывается тем, что он и есть - длящимся в течение трагедии заволакиванием собственного дионисийского действия, которое, однако, столь могущественно, что в конце концов загоняет драму в такую сферу, где она начинает говорить с дионисийской мудростью и где она отрицает и самое себя и свою аполлоновскую видимость. Дионис говорил языком Аполлона, Аполлон же в конце концов - языком Диониса, чем и достигается высшая цель трагедии и искусства вообще".

Ницше игнорирует ту сторону античной драмы, которая хотя и не утешает, но вселяет мужество и стойкость под ударами судьбы; он перестает замечать комедийное начало; для Ницше - это всего лишь скоротечный момент, светлая пауза в трагическом ходе жизни; еще холоднее он к Греции софистов и еврипида.

Нравственная подоснова эллинской трагедии - для Ницше "Плоский и Дерзкий Принцип Поэтической Справедливости" с его обычным "Deus eh Machina". Для Ницше не приемлем аристотелевский катарсис, очищающий душу зрителя эффектами ужаса и сострадания; по его мнению, греческий философ категорически не может объяснить воздействие трагического на "Дионисически Восприимчивого Зрителя".

Общий взгляд Ницше на классическую Грецию бесконечно трезвее и реалистичнее, чем у либеральных историков и философов. Для них в качестве идеала фигурировала только одна сторона античного полиса, состоящего из свободнорожденных. Вся античная культура связывалась только с этой системой отношений, выводилась только из нее.

"Даже в тех случаях, - пишет Ю. Давыдов, - когда (как, например, у Гегеля или Гете) возникло подозрение, что культура эта могла возникнуть только на базе рабовладения. От этой стороны вопроса старались абстрагироваться, забыть о ней. Предположить, что эти неистинные отношения между полисом и рабами (и варварами) не влияли на отношения, складывающиеся внутри полиса, не нарушали их истинности.

Ницше покончил с этим "Фальшивым Оптимизмом" в понимании античного общества, введя в поле зрения и тот факт, что это общество базировалось на рабовладении, которое должно было сделать отношения внутри античного полиса совсем не гуманными, а самих свободорожденных - весьма далекими от гуманистического и просветительского идеала. "Бесспорно, - писал он, - что гуманизм и просвещение привели с собой древность на поле битвы в качестве союзника; и потому естественно, что противники гуманизма нападают на древность. Только гуманизм плохо знал и фальсифицировал древность: если посмотреть тщательнее, она является доказательством против гуманизма, против доброй в своей основе человеческой природы и т. п. враги гуманизма ошибаются, когда они вместе с тем борются и с древностью; она сильный союзник для них".

Итак, вырисовываются основные положения эстетической концепции Ницше. Первое: великое искусство возникает тогда, когда художник оказывается под властью дионисийского начала, т. е. всего стихийного демонического, подсознательного. Аполлоновское начало, т. е. просветление, разум, добро, гармония должно молчать в момент творения. Гений - воплощение диониса.

Второе великое искусство возможно лишь там, где осуществлено разделение общества на касту рабов и касту господ.

Третьим, важнейшим положением эстетического элитизма Ницше является концепция мифа.

"С подлинно исторической точки зрения, - пишет с. финкелстайн, - одним из достижений греков, обусловленным как наукой, так и решительным преобразованием общества, следует считать то, что они вырвались из состояния невежества и преодолели страх перед примитивным мифом. Они таким образом перераспределили роли в своих легендах, что боги приобрели черты реальных людей, действующих в реальных общественных ситуациях. Другими словами, это рационалистическое достижение сделало их искусство классическим".

Для Ницше же лоном синтетической культуры, лоном вырастающей из нее общественной целостности является миф. "Без Мифа, - Пишет Автор"рождения трагедии", - всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает культурное движение в некоторое законченное целое. Образы мифа должны незаметными вездесущими демонами стоять на страже; под их защитой подрастает молодая душа, по знамениям их муж истолковывает жизнь свою и битвы свои; и даже государство не ведает более могущественных неписанных законов, чем эта мифическая основа, ручающаяся за его связь с религией, за то, что оно выросло из мифических представлений".

Как видим, понимание мифа у Ницше всеобъемлющее. Он идет дальше своих предшественников в решении проблемы мифа - немецких романтиков, - его способ еще ярче обнажает социальные корни его элитарной концепции культуры и искусства.

По мнению Ницше, буржуазное общество лишило народ всего великого, и прежде всего "его Мифа". А на другом полюсе оно развило противоположность того, во что превратился народ - так называемый "Образованный Класс", смыслящий "в истинной поэзии, мифе ровно столько, сколько глухой в музыке". Глухой к мифологическим основам всякой истинной культуры, "Образованный Класс" мог создать лишь фальшивое подобие культуры и искусства, как раз то, что Ницше называл абстрактной, "сократической" культурой. От этих язв и пороков, считает Ницше, человечество должен освободить трагический миф.

Д. и. корнющенко.
Эстетика ницше. Исходный пункт: Аполлон и Дионис. Складывание элитарной концепции искусства.
(Ницшеанство как социокультурный феномен XX века).

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно - философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах.

Список книг (архив fb2:

1. Ecce Homo, как становятся самим собой.
2. антихрист. Проклятие христианству.
3. антихристианин. Проклятие христианству.
4. веселая наука (La Gaya Scienza).
5. злая мудрость (афоризмы и изречения).
6. избранные стихотворения.
7. к генеалогии морали.
8. казус Вагнер.
9. несвоевременные размышления - Давид Штраус, исповедник и писатель 10. Несвоевременные размышления - о пользе и вреде истории для жизни.
11. несвоевременные размышления - Рихард Вагнер в байрейте.
12. несвоевременные размышления - шопенгауэр как воспитатель.
13. о будущности наших образовательных учреждений.
14. песни Заратустры 15. По ту сторону добра и зла.
16. рождение трагедии, или эллинство и пессимизм.
17. смешанные мнения и изречения.
18. странник и его тень 19. Сумерки идолов, или как философствуют молотом.
20. так говорил Заратустра 21. Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках.
22. человеческое, слишком человеческое.

* "Рождение Трагедии из Духа Музыки" - эстетический трактат 1872 года, в котором Фридрих Ницше изложил свой взгляд на дуалистические истоки искусства. Переиздан в 1886 году с предисловием "Опыт Самокритики" и подзаголовком "эллинство и пессимизм".

Сверхчеловек Ницше

Мораль должна быть направлена на культивирование сильного человека, который сам решает, что такое добро, а что зло. «Слабые и неудачники должны погибнуть - первая заповедь нашего человеколюбия. И нужно еще помогать им в этом», - провозглашал Ницше. По его мнению, сильный человек сам решает, что такое добро, а что зло, не перекладывая это на Бога.

Из «права сильного» следует понимать и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, «аристократов», «господ», над другими - «рабами», «низших». Натолкнувшись на настоящее проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал на позицию защиты господствующего класса. Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. Издавна рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедь Христа в «Ветхом завете». По словам Ницше, «Аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = любимый Богом) евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами бездонной ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные, низкие - хорошие, блаженны, благочестивые…. Зато, знатные и могущественные, - злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и они навеки будут несчастными, проклятыми и отверженными». Почти цитатой нагорную проповедь, Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ не пытается увидеть то, что в изначальном христианстве немаловажное место занимали другие мотивы, мотивы подчинения рабов господам (в земной жизни) и то, что христианство было поставлено на службу господам. Лицемерную форму христианской морали, обещающей людям блаженство в загробном мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, он воспринял как определяющую ее сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно сделать «переоценку ценностей»: восстановить «мораль господ» и отменить результаты «восстания рабов в морали».

Фридрих Ницше образование. Годы детства

Фридрих Ницше образование. Годы детства

Ницше в возрасте 17 лет, 1861 г.

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига , провинция Саксония в составе Пруссии ), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше ( 1813 — 1849 ). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию « Пфорта ». Там он увлёкся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера , Байрона и особенно Гёльдерлина , а также впервые познакомился с музыкой Вагнера .

Философия Ницше. Философия Фридриха Ницше

Наиболее сильное влияние «философии жизни» обнаруживается в этике. Создателем этической «философии жизни» является немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900). Он развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».

«Воля к власти» — основа права сильного.

«Что хорошо?» — вопрошает Ницше. — Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. «Что дурно?» — Все, что вытекает из слабости. «Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению “воли к власти”? — Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активную деятельность рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.

«Воля к власти» — основа права сильного. Именно таким правом должен руководствоваться сильный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Право сильного является также основой власти мужчины над женщиной.

Известен афоризм Ницше: «Идешь к женщине — бери плетку». Всякое стремление к уравнению прав мужчины и женщины — показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется Ницше и на другие демократические институты, и на демократию как институт в целом, поскольку, по его мнению, в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.

Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими, аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу, считает Ницше, положили евреи в Ветхом Завете. Наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве, прежде всего в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По словам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = = любимый Богом) иудейская мораль сумела вывернуть наизнанку. Согласно этой морали только одни несчастные, бедные, бессильные угодны Богу, только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые — благочестивы, блаженны. Только им предназначено вечное блаженство, а знатные, могущественные и гордые — отвергнуты Богом, и им навсегда быть проклятыми и отвергнутыми. Ницше считал, что иудейско-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в переходе от «морали рабов» к «морали господ». В основе последней должны лежать следующие принципы:

Фридрих Ницше биография. Краткая биография

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в восточной Германии, в сельской местности под названием Рёккен. Единого государства Германии тогда не существовало, и фактически Фридрих Вильгельм был гражданином Пруссии.

Семья Ницше принадлежала к с глубоко религиозному сообществу. Его отец   — Карл Людвиг Ницше, — был лютеранским пастором. Его мать – Франциска Ницше.

Детство Ницше

Через 2 года после рождения Фридриха на свет появилась его сестра – Элизабет . Еще через 3 года (в 1849 году) умер его отец. Младший брат Фридриха – Людвиг Йозеф , — умер в 2-хлетнем возрасте через полгода после смерти отца.

После смерти мужа мать Ницше некоторое время самостоятельно занималась воспитанием детей, а затем переехала в Наумбург, где к воспитанию подключились родственники, окружив малюток заботой.

С раннего детства Фридрих Вильгельм проявил успехи в учебе – он достаточно рано научился читать, затем освоил письмо и даже начал самостоятельно сочинять музыку.

Юность Ницше

В 14 лет после окончания Наумбургской гимназии Фридрих отправляется на учебу в гимназию «Пфорта» . Затем – в Бонн и Лейпциг, где начинает осваивать теологию, филологию. Несмотря на значительные успехи, Ницше ни в Бонне ни в Лейпциге не получил удовлетворения от своей деятельности.

Когда Фридриху Вильгельму не было еще 25 лет, его пригласили на место профессора классической филологии  в Швейцарский университет Базеля. Такого в истории Европы еще не было.

Философия жизни Ницше. Философия жизни Ф. Ницше

Философия жизни Ницше. Философия жизни Ф. Ницше Имя Фридриха Ницше наверняка известно каждому. Этот великий немецкий мыслитель вошёл в историю философии как основоположник иррационализма. Его представления и главные идеи претерпевали существенные изменения — от романтики и эстетизации культурного опыта до сложнейшей концепции волюнтаризма. Имела место быть и«переоценка всех ценностей», и критика нигилизма, господствующего в Европе. Главные труды Ницше, дающее представление о полной картине его философских воззрений, — «Весёлая наука», «Антихристианин», «Человеческое, слишком человеческое» и «По ту сторону добра».

Фридрих Ницше рассматривал мир как совокупность противоборствующих сил и реалий, берущих начало из единых центров власти . Его философия проникнута духом жизнелюбия и мотивации к достижению могущества. Вместе с тем, Ницше резко критиковал многих своих предшественников, в том числе и воззрения мыслителей Древнего мира; различные доктрины, понятия и даже догмы, укоренившиеся в веках, ставил под сомнения. Во многом философия Ницше противоречива, но чрезвычайна оригинальна и интересна. Остановимся на основных аспектах системы идей, созданной немецким философом.

Философия жизни. Согласно утверждениям Фридриха Ницше, жизнь — это единственная доступная реальность для познающего субъекта, то есть человека. Причём у каждой личности она своя и зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Строго говоря, философия Ницше отрицает тождество жизни и разума. А само существование — это прежде всего непрерывная борьба противоположных сил.

Воля к власти . По большому счёту, это и есть основа основ воззрений великого философа, которую он выявил в зрелые годы своей мыслительной деятельности. А краткая суть такова: воля к власти — это отнюдь не тривиальное стремление к господству и всевластию, а сама сущность жизни, активная, деятельная природа сил, на которых держится существование. Ницше рассматривал волю как квинтэссенцию жизни. Всё мироздание — не что иное, как хаос и сочетание случайностей, и именно воля, но не разум, является основой всего сущего. Благодаря утверждению идей о воле к власти, в философской концепции мыслителя появился так называемый «сверхчеловек».

Сверхчеловек . Такое понятие представляет собой умозрительный идеал, точку опоры, вокруг которой вращается основа краткой философии Ницше. С точки зрения гениального немца, все понятия морали, правила и нормы — не более, чем фикции, укоренившиеся в в сознании миллионов людей разных эпох при помощи насильственно насаждаемого христианства. Ницше утверждал, что данная религия пропагандирует мораль рабов и идеализирует страдания и слабость как физическую, так и моральную. Здесь отвергается сама идея Бога как сущности, порождённой умом немощных и трусливых. Сверхчеловек, являющимся абстрактным воплощением воли к власти, призван разрушить болезненность бытия и ложь, внушаемую на протяжении веков. Идеи христианства Фридрих Ницше трактует как отрицающие жизнь и враждебные ей.

Истинное бытие . Мыслитель подвергал жесточайшей критике противопоставление некой «чистой», объективной реальности и мира, постигаемого опытным путём. Согласно, многовековым учениям, должен существовать некий «лучший мир», параллельный тому, где существуют люди. Ницше же объясняет подобную философскую концепцию как отрицание жизни и духовное разложение. Также немецкий мыслитель опровергал догму о существовании абсолютного бытия, ведь исходя из его собственных воззрений, мир — не что иное, как вечный, непрекращающийся вихрь жизни, в котором всё, что было когда-то в прошлом, повторяется вновь, и так происходит бесчисленное количество раз. Подробно Ницше раскрыл эту мысль в своём труде «О вечном возвращении».

Философия Ницше возымела существенное влияние на более современные философские течения — экзистенциализм и прагматизм, чей расцвет пришёлся на начало и середину 20-го века . Но поскольку система воззрений Ницше очень своеобразна и крайне противоречива, не сводится к общему принципу, её зачастую рассматривали и трактовали различным образом

Ницше сверхчеловек. Приближение к сверхчеловеку Фридриха Ницше

В то время в европейской философии все больше проявляется призыв к изучению внутреннего мира человека, но истинный прорыв в этом направлении совершает Ницше, который бросает вызов человеку, признавая за ним способность превращения в сверхчеловека:

«Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека?»

Если говорить кратко, идея сверхчеловека Ницше состоит в том, что человек, по его понятию, является мостом к сверхчеловеку, а преодолеть этот мост можно путем подавления в себе животного начала и движения к атмосфере свободы. По мнению Ницше, человек служит канатом, протянутым между животными и сверхчеловеком, и только в конце этого пути он может вернуть себе утраченный смысл.

Мнения об учении Ницше, равно как и о нем самом, весьма неоднозначны. В то время как одни считают его безусловным гением, другие воспринимают его как чудовище, зародившее философскую идеологию, оправдывавшую фашизм.

Перед тем как приступить к рассмотрению основных положений его теории, давайте познакомимся с жизнью этого неординарного человека, которая, безусловно, наложила свой отпечаток на его убеждения и помыслы.

Ницше Заратустра.

Ницше Заратустра.Ницше Заратустра.Ницше Заратустра.Ницше Заратустра.


Описание

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - философский роман Фридриха Ницше, работа, которую он сам считал наиболее важной из всего им написанного. Его рассказ о странствующем Заратустре оказал огромное влияние на всю европейскую культуру. Здесь излагаются основные положения и философские взгляды писателя, в том числе и учение о «сверхчеловеке», которое затем было извращено нацистской пропагандой. Здесь же Ницше произнес свою знаменитую фразу: « Бог умер!».

Ницше мастерски использует страстный квази-библейский стиль изложения, вдохновляющий читателя на преодоление традиционных норм морали. Этот провокационный труд продолжает будоражить молодые умы и в наше время.(с) MrsGonzo для LibreBook

Цитаты Ницше. 23 жизненные цитаты Фридриха Ницше

Фридрих Ницше не был профессиональным философом — скорее, мыслителем, поэтом, филологом. В его подходе практически отсутствовала логика — была только страсть настоящего творчества.

Ницше никогда не призывал толкать слабого, более того, теория сверхчеловека подразумевала не торжество одних над другими, а победу творческого начала над разрушительным, животным. По сути, Ницше полностью отрицал агрессию. В его представлениии человек мог преодолеть только самого себя.

AdMe.ru разделяет взгляды мыслителя на жизнь и публикует 25 цитат, которые актуальны до сих пор.

  1. Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  2. Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.
  3. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  4. Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.
  5. И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
  6. Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  7. Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать.
  8. Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  9. То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
  10. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  11. Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
  12. Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
  13. Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  14. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
  15. «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  16. Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.
  17. Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  18. Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  19. Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.
  20. Что падает, то нужно ещё толкнуть.
  21. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
  22. Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  23. Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.