Деревья гинкго - уникальные, почти бессмертные растения.

07.01.2021 в 14:53

Лишь в том случае, если многовековые дубы выглядят весьма почтенно и демонстрируют следы своего старения, то деревья гинкго билоба ничем не выдают своего возраста. И даже ученые, детально исследовавшие это уникальное растение, уверяют, что в возрасте 3-х тысяч лет гинкго будет выглядеть и чувствовать себя так же молодо и прекрасно, как и в возрасте нескольких десятилетий. В чем же секрет уникального растения?
Деревья гинкго - уникальные, почти бессмертные растения.
Гинкго выглядит как обычное лиственное дерево, но оно не является родственником берез и каштанов.
Дело в том, что это древнее голосеменное растение, которое по уровню своего эволюционного развития скорее напоминает хвойные растения или саговниковые пальмы. Его семена не покрыты защитной оболочкой, как это можно наблюдать у современных покрытосеменных растений. Палеоботаники выяснили, что растения из рода гинкго появились еще в триасовом периоде и процветали на протяжении всего мезозоя, когда на планете насчитывалось несколько десятков видов гинкго.
В наши дни на земле встречается только один вид из уникального древнего рода - гинкго билоба. Современный естественный ареал произрастания этого вида ограничивается восточным Китаем, хотя в качестве декоративного растения его можно увидеть и в Японии, и в Корее, и во многих других странах мира, где климатические условия соответствуют определенным требованиям. В Китае это растение издавна используется в качестве составной части многих лекарственных препаратов. Гинкго также фигурирует во множестве бадов, хотя официальная медицина трактует его свойства весьма неоднозначно, а часть ученых не подтверждает оказываемого им лекарственного эффекта.
Прежде всего, ботаников все же интересует уникальное долголетие дерева. Средний возраст деревьев гинкго, растущих возле монастырей или в естественных условиях, составляет около 1000 лет, хотя в целом они могут благополучно расти до 3 000 лет. Ученые сравнили образцы тканей и сами деревья гинкго, возраст которых составлял от 3-х до 667 лет. Оказалось, что старые деревья, так же как и их молодые собратья, обладают высокой сопротивляемостью к патогенным микроорганизмам, что делает их устойчивыми к стрессовым факторам окружающей среды. Кроме того, ученые отмечают, что вековые деревья демонстрируют высокую скорость роста древесины, полноценный фотосинтез, а качество образующихся семян не уступает потомству молодых растений. Конечно, отличия все же были обнаружены. Так, например, пожилые деревья отличаются пониженным содержанием гормона роста, а клетки их камбия уже не так интенсивно делятся и образуют новую кору и древесину, но тем не менее продолжают демонстрировать рост. Обнаруженные признаки старения - это такие мелочи для растения, которому более 500 лет и которое по всем остальным параметрам выглядит как 10-летнее дерево.
Ученые полагают, что сделанные открытия - это лишь верхушка айсберга. Необходимо продолжить изучение гинкго для того, чтобы понять механизмы функционирования этого растения, а главное, выяснить, за счет чего ему удается не стареть на протяжении тысячелетий. Те деревья, которые погибают в наши дни, в основном становятся жертвой ураганов или пожаров, но они почти никогда не погибают от процессов, связанных со старением уникального организма. Примечательно, что это дерево демонстрирует не только удивительно долгую жизнь на уровне индивида, но и поражает своей живучестью как вид в целом. Ведь первые гинкго появились еще во времена динозавров! Но всем известно, что гигантские рептилии давно вымерли, став жертвой глобальной природной катастрофы, а вот гинкго до сих пор процветают в Китае, предоставляя уникальный шанс ученым исследовать живое ископаемое.

Деревья гинкго - уникальные, почти бессмертные растения. 01