Мертвый город в чечне. Цой - педе - чеченский город мертвых.
- Мертвый город в чечне. Цой - педе - чеченский город мертвых.
- Город мертвых чечня. Цой-Педе
- Древние города чечни. AmateurA › Блог › Древнее поселение Хой. Чеченская Республика, январь 2019
- Мертвый город дагестан. Город мертвых в Северной Осетии (16 фото)
- Видео Мертвый город в горах Чечни ( 01. 10. 2016 )
- Цой педе, как добраться. Мертвый город Цой-Педе
- Город мертвых в чечне. Город мёртвых Цой-Педе
- Мертвый город в италии. «Умирающий город» Чивита ди Баньореджо (Civita di Bagnoregio)
- Мертвый город в китае. Для чего в Китае возводят города-призраки? (5 фото + видео)
Мертвый город в чечне. Цой - педе - чеченский город мертвых.
Город мертвых Цой - педе расположен в итум - калинском районе республики Чечни, рядом с границей России с Грузией. Цой - педе расположен в 40 километрах от села итум - кале, на мысе, находящемся в месте слияния рек меши - хи и чанты - Аргун. Близостью с границей объясняется тот факт что для посещения этого крупнейшего средневекового некрополя требуется разрешение ФСБ. Цой - педе состоит из 42 склепов, двух сторожевых башен и двух святилищ
. Точная дата основания города мертвых неизвестна, самые ранние склепы относят примерно к V веку, известно, что в Xvii веке склепы еще использовались по прямому назначению.
Цой - педе находится в исторической области мелхиста, что переводится с чеченского как "Страна Солнца". Само название Цой - педе переводится как "Поселение Божества". Здесь жили люди солнца - Малхи. В склепах белеют кости и черепа, причём кости совсем не маленькие. Видимо, Малхи были высокого роста.
Величественные склепы воображение поражают. Все склепы являются вскрытыми, и в них находится множество человеческих костей, которые лежат здесь столетиями. На одной из сторожевых башен можно видеть выложенную мозаикой фигуру человека. Есть предположение, что это изображение святого Георгия. На стенах некоторых сооружений можно видеть сохранившиеся петроглифы, некоторые из которых до сих пор не расшифрованы учеными. По версии журнала "Forbs", Цой - педе входит в список семи самых труднодоступных достопримечательностей России, наряду с древней столицей эскимосов на мысе Дежнёва и шаманскими пирамидами на берегу Байкала.
С древнейших времён аргунское ущелье было важнейшей транзитной дорогой Чечни, ведущей в Грузию, Дагестан и Осетию.
Город мертвых чечня. Цой-Педе
Цой-Педе ( чеч. ЦIайн-пхьеда — «поселение божества»), «город мёртвых» — погребальное сооружение в верховьях Малхистинского ущелья . Один из крупнейших средневековых некрополей на Кавказе. Находится в Итум-Калинском районе Чечни .
Расположено в 40 км к юго-западу от селения Итум-Кали . Здесь в реку Чанты-Аргун впадает ледниковая речка Мешехи , образуя на стыке слияния с Чанты-Аргуном мыс, направленный углом с севера на юг, абсолютно недоступен с трех сторон, а четвёртая северная сторона, образуя длинный острогорбый перешеек, упирается в каменные скалы подножия хребта Кюрелам . На территории мыса, составляющего естественное укрепление, расположен некрополь.
В городе имеется два языческих жертвенника-столпа, защитные свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в город мёртвых. За ними разбросаны 42 могилы-склепа (малх-кешнаш), покрытые двухскатной сланцевой кровлей, у многих перед лазом устроены довольно глубокие ниши. Склепы Цой-Педе датируются XIV-XVIII веками. Над склепами возвышается боевая башня (Каш бIов), украшенная мозаикой: по серому фону стены светлыми камнями выложена фигура человека, вероятно, Святого Георгия. У него распростёрты руки и расставлены ноги.
За заградительной стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул, на южной окраине которого, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в ущелье со стороны Грузии . В Цой-Педе расположены 46 объектов культурного наследия различной сохранности: 42 склепа, 2 столпообразных святилища и 2 боевые башни.
Из Грозного до райцентра Итум-Кали — на маршрутном такси, далее на попутке и пешком. Гражданам РФ при въезде в пограничную зону в Итум-Калинеобходимо иметь при себе документы, удостоверяющие личность; иностранным гражданам и лицам без гражданства, помимо документов, удостоверяющих личность необходимо иметь при себе пропуск в пограничную зону, оформленный в Пограничном Управлении ФСБ России по Чеченской республике, г. Грозный.
На январь 2019 года проведён комплекс реставрационно-восстановительных работ, сторожевая башня реконструирована, объект открыт для посещения.
|
Древние города чечни. AmateurA › Блог › Древнее поселение Хой. Чеченская Республика, январь 2019
Доброго времени суток, мои уважаемые друзья, подписчики и гости блога!
Продолжаем путешествие по Чеченской Республике.
Хой — село в бывшем Чеберлоевском (ныне Веденском) районе Чеченской Республики. Расположено недалеко от озера Кезеной-Ам, на правом берегу реки Ансалта, к юго-востоку от районного центра Шаро-Аргун.
Ближайшие населённые пункты: на юго-западе — сёла Макажой, Ихарой и Харкорой, на северо-западе — село Ари-Аул, на юго-востоке — село Тандо (Дагестан).
Название населённого пункта на чеченском «Хо» – «стража», «дозор» − «поселение стражников».
Древнее городище Хой включает в себя средневековый некрополь "Город мертвых", древние башни и замки.
Здесь была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов у селений Кезеной, Макажой, Харкарой, Хой, откуда контролировались дороги в Шарой, Ичкерию и Дагестан.
Известно, что ранее в этих местах проживали чеченские тайпы. На это указывают результаты этнографических экспедиций и археологических раскопок. Рядом с озером были обнаружены вайнахские башни (как жилые, так и боевые), множество склепов и могильников, святилища. Здесь же располагалась одна из самых ранних чеченских мечетей. Вокруг озера Кезеной-Ам найдены и древние аулы, а немного выше водоёма находится аул Хой.
Сегодня это место необитаемо, здесь сохранились петроглифы разных эпох. А когда-то здесь кипела жизнь – можно долго бродить пешком по узким извилистым улочкам Хоя. Больше всего поражает воображение практически недоступные каменные жилища этого «города мертвых», прилепленные к самым отвесным утесам и кручам.
Конечно, когда-то к их порогам вели каменные или деревянные лестницы, которые со временем рассыпались или обратились в тлен – но от этого их труднодоступность ничуть не умаляется, особенно – в глазах — современных равнинных обывателей. В них чеченцы рождались и умирали, обзаводились семьями, растили детей, принимали гостей и вступали в бой с врагами.
От озера Кезеной-Ам до села Хой ведет накатанная грунтовка, но в момент нашего посещения она была завалена снегом, и обычно относительно широкая дорога, ныне напоминала узкоколейку.
Село Хой поражает каменными архитектурными сооружениями, созданными древними мастерами. При этом этот удивительный городок окружен красотой горных пейзажей, посетив это место остаешься под впечатлением от нетронутой цивилизацией горной красоты и гармонично устроенного в ней былого каменного городка.
Село Хой было заброшено не только из-за войны. Его трагическая судьба в первую очередь связана с депортацией 1944 года. Сейчас там построены новые дома и мечеть, желающие могут вернуться в родные места. Что касается руин, то у меня нет однозначного мнения, нужно их восстанавливать или нет. С туристической точки зрения вроде бы требуется придать им "товарный вид", но в этом случае они потеряют свою древнюю привлекательность.
А прошлым летом, древнее поселение Хой, стало арт-площадкой. Идея привлечь внимание к поселку, превратив его в «музей под открытым небом», принадлежит дизайнеру и урбанисту Юрию Берестову, благодаря проекту, к слову, приуроченному кубку "Кезеной-Ам 2017" поселение получило шанс на новую жизнь. Впервые за всю историю Хой заслужил внимание, достойное объекта культурного наследия, ведь ранее место было заброшено и беззащитно перед временем.
На его стенах прошла выставка тридцати работ лучшего фотографа-пейзажиста Чечни — Абдуллаха Берсаева – его работы поражают своей красотой и своеобразным видением окружающего мира, а фотографии пользуются небывалой популярностью.
Перед нами же выставка предстала в суровых условиях, некоторые работы, сорванные ветром, лежали на земле, в осколках памяти, хранимые красоту изображенного, другие же стойко удерживались на стенах, создавая невероятный контраст между прошлым и настоящим.
Удивительный мир – горная Чечня, край суровых и прямолинейных людей, гордых и красивых душой, а место просто невероятное, там такой дух!
Тем, кто планирует посетить Чеченскую республику — это один из пунктов must see.
Мертвый город дагестан. Город мертвых в Северной Осетии (16 фото)
Во время путешествия с РусГидро по Северной Осетии мы посещали не только гидроэлектростанции, но и самые разные памятные места и исторические памятники. Про один из них я вам хочу рассказать
От Владикавказа до Даргавской котловины, где находится «Город мертвых», ведет шоссейная дорога. В прошлом Даргавс считался одним из наиболее крупных населенных пунктов Осетии. Сейчас здесь насчитывается всего около десятка домов. Селение расположилось на берегу реки Гизельдон в самом центре горной котловины, которая тысячи лет назад возникла под воздействием талых вод окрестных ледников. Сегодня это одна из самых крупных долин Осетии — ее протяженность составляет шестнадцать километров, и одно из самых солнечных мест в республике — до трехсот дней в году здесь стоит ясная погода
Даргавская котловина со всех сторон защищена горами от облачных фронтов и ветров, поэтому здесь существует особый микроклимат — даже осенью и зимой сухо. К тому же в котловине большое количество ровных пространств — редкость для горного ущелья
На юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» — комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов
Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное значение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и искусства.
В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений.
Усыпальные склепы по своей форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли.
Обычай захоронения в надземных склепах был связан с культом предков, которых хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами.
Усопших клали обычно на специальные деревянные ложи или в ладьеобразные деревянные колоды.
Пирамидальные и конусообразные формы кровли усыпальных склепов выложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов.
Даргавская котловина.
Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной.
Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы.
С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.
Недалеко от «Города мертвых» сохранились средневековые оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни.
Поблизости от селения — сторожевая фамильная башня Мамсуровых высотой свыше 15 метров самая высокая в Северной Осетии.
Видео Мертвый город в горах Чечни ( 01. 10. 2016 )
Цой педе, как добраться. Мертвый город Цой-Педе
В средние века здесь была Страна солнца. Сейчас — лишь склепы, башни и орлы. Эта достопримечательность входит в список самых труднодоступных в России. Но наших корреспондентов это не остановило. Итак, путешествие в самое загадочное место Чечни
В верховьях Малхистинского ущелья, недалеко от грузинской границы, находится одно из крупнейших на Северном Кавказе доисламских погребальных сооружений — Цой-Педе. В переводе с чеченского это название означает «святилище бога». Историки датируют некрополь XIV—XVI веками. Здесь сохранились две сторожевые башни, несколько жертвенников и более сорока «солнечных» склепов, внутри которых до сих пор лежат останки людей эпохи средневековья. На склепах и башнях видны символы доисламских культов.
Это уникальное место включено в список объектов культурного наследия России. А журнал «Форбс» внес Цой-Педе в список семи самых труднодоступных для туристов мест России. Отличный повод отправиться в путешествие.
Дорога из Грозного в Цой-Педе займет около трех часов на машине, так что рекомендуем выехать рано утром. Лучше отдать предпочтение частному легковому транспорту — это самый быстрый и надежный способ. Найти таксиста в Грозном несложно — почти любой будет рад кататься с вами весь день за две тысячи рублей.
Собираясь в поездку, уделите особое внимание одежде: она должна быть удобной и теплой, ведь в горах бывает прохладно даже летом. Подошва обуви не должна скользить — вам предстоит карабкаться вверх по каменистой тропе. Обязательно возьмите с собой шапку, которая защитит уши в случае ветра.
Советуем также запастись едой — путь предстоит по малонаселенным районам. И не забудьте про паспорт — Цой-Педе находится в пограничной зоне.
Город мертвых в чечне. Город мёртвых Цой-Педе
В 40 км к юго-западу от селения Итум-Кале (Чечня), ледниковая речка Меши-Хи впадает в реку Аргун, образуя на стыке слияния мыс, абсолютно недоступный с трех сторон. Четвёртая — северная сторона упирается в каменные скалы подножия хребта Коре-Лам, создавая длинный острогорбый перешеек.
В этой исторической области Мелхиста, что по-чеченски означает «Страна Солнца», на территории мыса расположен один из крупнейших средневековых некрополей на Северном Кавказе — Цой-Педе. Каждый погребённый в этом «городе мертвых» считался равным божеству, ибо Цой-Педе переводится как «Поселение божества».
Поклонение солнцу у древних вайнахов было одним из основных религиозных культов, который сохранился даже после исламизации Чечни. По свидетельству советского исследователя В.И. Марковина (1922-2008), еще сравнительно недавно клятва солнцем у вайнахов-мусульман приравнивалась к клятве на Коране.
В «мёртвом городе» имеется два языческих жертвенника-столпа, защитные свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в некрополь. За ними разбросаны 42 солнечные могилы-склепа (малх-кешнаш), которые датируются XIV веком. Они покрыты двухскатной сланцевой кровлей, и у многих перед лазом устроены довольно глубокие ниши.
Древние вайнахи были убеждены, что при жизни члены рода нуждаются в башне, а после смерти — в склепе, поэтому солнечные склепы раньше были неотъемлемым элементом вайнахской культуры. Горцы верили, что когда солнце заходит для живых, оно светит мертвым.
Склепы были многоярусными, в них погребали достаточно большое количество умерших. Так, на площади 2х3 метра могли быть останки от 100 до 200 человек. Дело в том, что хоронили их там не всех сразу, а в течение столетий – 300, а, может быть, даже и 400 лет.
Люди сами приходили умирать в это место. Кто-то, чувствуя приближение смерти, а кто-то из-за болезни или во время эпидемий. Человек карабкался на склон, выбирал склеп, забирался в специальное окошко, ложился на свободные каменные нары и ждал смерти. Если там лежало чье-то мёртвое тело, он его просто сбрасывал вниз и занимал освободившееся место, пока самого однажды кто-то не сбросит вниз. Кости умерших людей лежат в этих склепах и по сей день.
Над склепами возвышается боевая башня Каш бIов, украшенная мозаикой: по серому фону стены светлыми камнями выложена примитивная фигура человека с распростёртыми руками и расставленными ногами. Есть предположение, что это святой Георгий — православные миссионеры из соседней Грузии до монгольского нашествия были у вайнахов частыми гостями.
За заградительной стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул, на южной окраине которого, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в Аргунское ущелье со стороны Грузии. На стенах башен и на многих склепах присутствуют загадочные петроглифы, смысл которых неясен.
Не так далеко от Цой-Педе (тоже в верховьях Аргуна) находится второй, не менее крупный некрополь — Васеркел. В восточных районах горной Чечни, например, в Ичкерии и Чеберлое, которые приняли ислам раньше мелхистинцев, подобных сооружений не сохранилось.
Мертвый город в италии. «Умирающий город» Чивита ди Баньореджо (Civita di Bagnoregio)
Давным давно совершенно случайно я увидела черно-белые снимки итальянского городка Чивита ди Баньореджо (Civita di Bagnoregio). Это сказочное, на снимках, место казалось совершенно нереальным. В голове прочно засела мысль проверить действительно ли оно существует и могут ли там жить люди. И вот в нашу июньскую поездку в Тоскану было решено вне зависимости от планов обязательно заехать туда.
12 июня, конец длинного и насыщенного дня и вторая, послеобеденная часть, переезда из Монтепульчано в Майори, который вышел практически маршброском — 450 с лишним км. От озера и одноименного города Больсена мы быстро добрались до самого города Баньореджо. Это небольшой, но живой городок в регионе Лацио, провинция города Витербо, неподалеку отсюда находится также Орвието.
Civita — это средневековая часть Баньореджо, город-замок, имеющий живописнейшее местонахождение и располагающийся на вершине холма между долинами. Попасть в Civita di Bagnoregio можно только по пешеходному мосту, длиной около 300 метров.
Припарковавшись на городской стоянке мы двинулись в сторону Civita, ничто не предвещало, как говорится:) Вышли из-за угла, зашли в ворота.. а тут перила.. аааа! Какой простор!
Мертвый город в китае. Для чего в Китае возводят города-призраки? (5 фото + видео)
Почему в Китайской Народной Республике беспрерывно возводят крупные и хорошо продуманные населенные пункты, в которых никто не живет?
На спутниковых снимках страны из года в год возникают все новые города-призраки, которые состоят из административных и офисных зданий, спортивных стадионов, парков, жилых высоток, домов и башен, связанных между собой пустынными дорогами, по которым ездят только машины строителей и представителей власти (esoreiter.ru).
Можно подумать, что здесь, как и в Припяти, произошли радиационные катастрофы, заставившие горожан покинуть насиженные места. Но на самом деле жить здесь волне можно: имеется вся необходимая инфраструктура, а жилые дома являются современными и комфортными. На проектирование и постройку каждого такого города были потрачены миллиарды долларов. Хотя и странно, что многие города-призраки располагаются в наиболее неблагоприятных регионах Китая, плохо освоенных человеком и весьма далеких от крупных предприятий и торговых путей.
Версии о причинах появления городов-призраков Китая
Китайские журналисты сообщают, что в настоящий момент в КНР возводят около двадцати городов-призраков, а количество незаселенных новых домов приближается к семидесяти миллионам. Согласно одной из теорий, такие населенные пункты представляют собой своеобразный резервный фонд для населения. Скажем, начнется третья мировая война. Шанхай, Пекин, Чунцин и прочие крупные города окажутся под риском бомбардировки, и тогда их жителей можно будет сюда эвакуировать. Города-призраки имеют бомбоубежища на многие тысячи человек, и в таких надежных укрытиях можно пережить даже ядерную атаку.
Другая версия гласит, что стихийное возведение пустых городов является антикризисной мерой правительства. Примерно так же в тридцатые годы прошлого века Франклин Рузвельт выводил Соединенные Штаты из Великой депрессии. По указке президента в Америке начали строить дороги, больницы, школы и тюрьмы. Это позволило побороть безработицу и вывести страну из бедственного положения. Разница между США и КНР лишь в том, что китайцы решили не дожидаться финансового кризиса и начали делать то же самое заблаговременно, тем самым, возможно, предотвращая возможный коллапс экономики.
В Поднебесной имеются десятки миллионов строителей, и им необходимо постоянно работать, чтобы кормить семьи. Кроме того, резервы индустриализации в азиатском государстве почти исчерпаны, валовой внутренний продукт перестает расти, при этом экономика страны плотно подвязана на заемные средства. Внутренний кризис может нагрянуть в любой момент. Нынешние китайские мегаполисы станут первыми его жертвами, и тогда города-призраки пригодятся в качестве новых инвестиционных площадок. И это будет не военное, а экономическое заселение по тревоге.
К слову, не все из этих городов полностью безлюдны. Например, Ордос – крупнейший из них – уже заселен несколькими тысячами китайских граждан. Это настоящий мегаполис, в котором стоят пустые библиотеки и супермаркеты (однако с получающими зарплаты библиотекарями и продавцами), ходят пустые автобусы, работают безлюдные парки аттракционов. Такое место – настоящий рай для социофобов и мизантропов. Можно весь день гулять или кататься по городу на велосипеде, так и не встретив ни одну живую душу.