Что так и не так с наукой "Интерстеллара"?
Фильм Кристофера Нолана "Интерстеллар" уже собрал более 50 миллионов долларов в прокате. По сюжету, небольшая группа космонавтов проходит через червоточину в поисках новой планеты, на которой можно жить, чтобы спасти человечество.
Отзывы о фильме хотя и, безусловно, восторженные, все же смешанные. Критики и зрители в основном оценивают фильм как очень хороший, но "Интерстеллар" не получил такого же всеобщего признания, как предыдущие фильмы Нолана - в том числе "темный рыцарь" и "начало".
"Интерстеллар" безумно интересен людям, интересующимся наукой, поскольку создатели фильма (и это очевидно после просмотра) вдохновлялись не только другими научно-фантастическими фильмами вроде "космической одиссеи 2001 года", но и самой наукой.
Как это было и после хита 2013 года "Гравитации", ученые, космонавты и физики высказывают свое мнение относительно того, как их работа переносится на большой экран. Давайте разберемся, как научное сообщество отреагировало на "Интерстеллар".
Лейтмотивом фильма стали работы физика - теоретика кипа торна, а также другие интересные идеи, о которых мы регулярно пишем. Сам торн непосредственное участие в съемках фильма принимал. Основная идея фильма, частично основанная на исследованиях торна, заключается во включении в жизнь таких понятий, как черные дыры и червоточины.
Торн был одновременно и исполнительным продюсером, и научным консультантом фильма. Нолан (который писал сценарий в соавторстве со своим братом Джонатаном) работал с торном, чтобы "Сделать Упор на Научную Сторону" истории. Торн также консультировался с командой по спецэффектам, чтобы максимально точно визуализировать червоточину и черную дыру.
Торн рассказал ресурсу Wired, что хотя "История Полностью Пропитана Духом Криса и Джона, Целью Было Создать Фильм, в Котором Наука Вплетена в Саму Ткань Истории, от Начала и до Конца - и это не Простая Наука".
Физик - теоретик Мичио каку эхом повторяет слова торна. Он пообщался с телеканалом CBS News и рассказал, что "Интерстеллар" "может установить золотой стандарт для научно-фантастических фильмов на долгие годы".
Точно так же и Тим райс, бывший инженер - программист Nasa, пишет в Universe Today, что "взгляд торна и Нолана на черные дыры и червоточины удался. "Интерстеллар" полностью использует чудеса гравитации 21 века, в отличие от фильма "гравитация", который застрял в 20 веке и предупреждает нас осторожнее управляться с космическими аппаратами".
Джеффри клюгер, редактор журнала Time и автор сценария "Аполлона-13" (который стал базой для фильма 1995 года с таким же названием), считает, что фильм был сделан по большей части правильно. С другой стороны, этот фильм - вымысел, как ни крути.
Единственное, что вызывает вопрос, это сама червоточина. Это довольно массивный объект, который генерирует гравитационное поле, которое может свернуть пополам пространство - время, и та, что в фильме, должна весить порядка 100 миллионов наших солнц. Где бы вы ни разместили такой объект во вселенной, он однозначно вызовет беспорядок в окружающей среде, но в фильме это не так.
Однако к вящему удовольствию, "Интерстеллар" относится к области истинной научной фантастики. Продюсеры вдохновлялись исключительно наукой и даже драма фильма была завязана на замедлении времени вследствие общей теории относительности Эйнштейна. В отличие от подавляющего большинства голливудских "Кинчиков", "интерстеллар" заслуживает высокой оценки за попытку научного реализма.
Эксперты сходятся в том, что хотя в фильме очень круто показана черная дыра, идея того, что космический аппарат может путешествовать близко к ней, маловероятна. В реальности подойти настолько близко к такому монстру было бы смертельно. Да и высокоэнергетические рентгеновские лучи диска аккреции черной дыры буквально поджарили бы космический корабль, а заодно и людей на близлежащих планетах.
Роберто тротта с The Guardian также усомнился в нескольких научных аспектах фильма. Он написал, что его разочаровала "Основная Наука Фильма", но в целом нормально.
"Было много того, что передали точно: представление космического путешествия, невесомость, поверхность других планет - все это было фантастическим. Наряду с этим, однако, было много классических моментов научной фантастики: путешествия во времени, искривление пространства - времени, путешествие на огромные дистанции в короткие сроки. "Интерстеллар" очень научный фильм, но не настолько, каким мог быть".
Известный астрофизик и популяризатор науки Нил де грасс Тайсон тоже поделился несколькими мыслями с NBC News. В целом ему понравилось, несмотря на то что не все было идеально. Особенно, как и всем, ему понравилась передача изображения черной дыры.
"Когда вы приближаетесь к черной дыре, она искажает пространство, и это было показано очень красиво. Мне понравилось, как искажается окружающий вид. Это сложная проблема трассировки лучей, и если вы кинопродюсер, который может правильно ее показать, то почему нет? Несмотря на то, что фильм основан на реальной науке, ничто не мешает режиссеру нарушать правила - в конце концов, это фантастика.
В случае если вы один из 3 миллиардов людей, которые видели или еще увидите "Интерстеллар", одно вам точно будет ясно: это не документальный фильм. Это фантастика, научная фантастика. Поэтому если вы решите пойти в кино, чтобы удовлетворить свой личный сорт ученого, вам это вряд ли удастся.
В чем же "Интерстеллар" абсолютно точно передает суть и где оставляет пространство для маневра? Вот несколько ключевых моментов, которые устраивают или не устраивают ученых. Осторожно, спойлеры!
1. червоточину можно открыть в космосе, организовав короткий переход с одной части вселенной в другую. Вердикт: по большей части, да.
Червоточины хорошо вписываются в современную космологию, и во многом - благодаря кипу торну, который всю жизнь работал над этой теорией. Лишь в том случае, если вы представите пространство - время в виде ткани или листа бумаги, то его, конечно, можно будет согнуть или сложить пополам. Проткнуть несколько дыр в ткани пространства - времени для обеспечения перехода будет сложнее, чем проткнуть бумагу, конечно. Понадобится так называемая отрицательная энергия - энергетическое состояние меньше нуля - чтобы создать портал и поддерживать его открытым, считает космолог Принстона Ричард готт. И многие ученые согласны с ним. Предпринимались попытки создать такие условия в лаборатории, и хотя до червоточины было еще далеко, они помогли подтвердить теорию.
Однако выше мы уже отметили сомнительный момент в истории "Интерстеллара": откуда взялась червоточина. Это массивный объект, который генерирует мощное гравитационное поле, которое точно навело бы беспорядок в солнечной системе.
2. если подобраться слишком близко к массивному объекту (например, к черной дыре), время будет течь намного медленнее, чем для людей на земле. Вердикт: правда.
Давайте вернемся к мысли о том, что пространство - время - это ткань, натянутая так, как батут или сетка гамака. Теперь положите на нее 150-килограммовое пушечное ядро. Это будет черная дыра с мощным гравитационным полем. Вертикальные полосы в сетке ткани - это пространство, горизонтальные - это время, и пушечное ядро не может искривлять одни полосы, не затрагивая другие. Из этого следует, что все - включая то, как скоро наступит ваш следующий день рождения - будет растянуто. Просто поверьте на слово, это действительно так.
3. можно наладить связь с землей изнутри черной дыры. Вердикт: возможно.
Широко распространено мнение, что гравитационное притяжение черной дыры настолько мощное, что даже свет не может ее покинуть - отсюда и название. Но даже у физики есть свои черные ходы, и один известен как излучение хокинга, обнаруженное догадайтесь кем. Когда частица попадает в черную дыру, сам факт падения создает некую форму отрицательной энергии. Но природа не терпит пустоты. Поэтому черная дыра испускает частицу, которая закроет дисбаланс. Множество таких частиц создают поток энергии - этот поток может быть закодирован и переносить информацию, как и все формы беспроводной коммуникации. Один из парадоксов квантовой механики - информация не может исчезать бесследно - разрешается как раз с помощью излучения хокинга.
4. можно пережить погружение в черную дыру, а потом отправить сообщение. Вердикт: частично неправда.
Космологи часто спорят на тему того, что происходит, когда вы пересекаете горизонт событий черной дыры, то есть порог, за которым даже свет оказывается в ловушке. Самый удачный вариант звучит не самым удачным образом: спагеттификация. Но он означает то, что конец может прийти не сразу.
"Многие люди сойдутся во мнении, что человек, который прыгнет в черную дыру, обречен, - говорит космолог колумбийского университета Брайан Грин. - но если черная дыра достаточно велика, у вас есть шанс превратиться в спагетти". Это не лучший вариант для человека, но хорошая лазейка для сценариста.
5. Энн хэтэуей проходит через пространство и время, помогает спасти человечество, а ее прическа все равно выглядит роскошно. Вердикт: какая разница? Другой вариант нам бы не понравился.