Царский курган в Крыму.
Рядом с городом-героем Керчь расположен удивительный памятник древнего строительного искусства - таинственный царский курган. Другое называние - кара - оба, что в переводе с татарского означает черная гора.
Официально - это памятник погребальной архитектуры IV века до н. э., усыпальница одного из членов династии спартокидов, которая строилась еще при жизни правителя. Некоторые историки приписывают курган скифским кочевникам, которые возвели его для захоронения одного из своих царей. Эта версия вызывает очень большие сомнения, так как курган представляет собой шедевр инженерного и строительного искусства. В том случае, если предположить, что царский курган дело рук кочевников, то им ничего не мешало возводить небоскрёбы, плотины и другие сложные сооружения.
После присоединения Крыма к российской империи в 1783 году, первые путешественники были поражены обилием курганов на керченском полуострове. Еще в начале XIX веке их насчитывалось более двух тысяч. Под многими были найдены монументальные склепы, не имеющие аналогов в других областях северного Причерноморья. Большинство из них были раскопаны в XIX веке.
В конце 1830 года 29-летний серб Антон Ашик, участвовавший в исследовании богатейшей гробницы куль - оба на окраине Керчи, даже не подозревал, что именно ему через три года придется возглавить керченский музей и включится в гонку по исследованию керченских курганов. Русский императорский двор предписывал "Стараться Разрывать Такие Курганы, в Которых Можно Надеяться Скоро и с Малыми Издержками Найти Древние Вещи". В этой ситуации Ашик не мог обойти огромный курган, расположенный в 4-х верстах от Керчи, на окраине села Гаджи - мушкай.
Исследователи не без основания полагали, что чем выше курган, тем богаче Находки, которые там можно было сделать. Несколько лет с перерывами нанятые Ашиком рабочие пытались проникнуть внутрь гробницы и в феврале 1837 года им это удалось. Через купол они в совершенно ограбленный и пустой склеп попали. Вот как описывал гробницу Антон Ашик:
Самая замечательная гробница есть бесспорно та, которая была названа мною царскою. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницею. Огромные стены вход в гробницу составляли. Этот вход почти в самом начале своем был заложен большими плитами, скрепленными по концам свинцом. Хотя расходы, употребленные на раскопку царского кургана не покрылись открытием сокровищ, однако труды наши вознаградились Находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на керченской земле.
Время показало, что подобной усыпальницы нет ни в самой Греции, ни во всем Причерноморье. Царский курган стоит на равнине и обращен к морю. Снаружи его опоясывет стена - крепида из необработанных камней. Внутри холма высотой 17 метров и окружностью около 250 метров находится 36-метровый выложенный из каменных блоков коридор - дромос и погребальная камера, которая почти квадратная - 4. 39 х 4. 23 метров. Цоколь погребальной камеры высечен из монолитной скалы, далее идут тщательно пригнанные друг к другу блоки с гладко обработанной поверхностью.
Высота камеры почти 9 метров. Стены состоят из 10 рядов кладки, на уровне 5-го ряда они постепенно переходят в уступчато - кольцевой купол, состоящий из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых плитой. Коридор, ведущий в погребальную камеру, по форме прохода напоминает кипарис, считавшийся у древних греков деревом мёртвых. На одной из стен погребальной камеры вырезаны христианские религиозные символы, имеющие более позднее происхождение.
Вход в дромос перекрывала поперечная стена. Переход квадратной камеры в круглое в плане перекрытие не имеет других аналогий во всей античной архитектуре. Этот же прием позднее был использован при строительстве христианских культовых памятников.
В том случае, если смотреть из камеры гробницы в сторону выхода, то создаётся впечатление, что коридор гораздо длиннее, чем на самом деле. Это происходит от того, что толщина блоков, из которых сложены стены, постепенно уменьшается к выходу. Таким образом, сужение торцов каждого блока составляет всего несколько миллиметров. Как можно было вырубить такие точные плоскости, остаётся загадкой. Вполне вероятно, древние греки стремились достигнуть этого эффекта специально: путь в загробный мир близок, но выход из него кажется столь далеким.
Все блоки склепа и дромоса уложены насухо, без скрепляющего раствора. Во многих местах на стенах сохранились следы инструмента. Небольшие прямоугольные пазы в стенах использовались строителями для балок и распорок при сооружении склепа. После завершения строительства все эти гнезда были заложены каменными "Пробками", которые сохранились в нескольких местах. В первые века существовал ход от свода дромоса в камеру, где первые христиане устроили место для молений. От этого времени сохранились кресты и рисунки. Позже лаз был засыпан и забыт.
Склеп и дромос перекрывала насыпь, состоящая из нескольких слоев глины с водорослями, бутовыми камнями. Такая структура насыпи предохраняла ее от размывания атмосферными осадками. За несколько тысяч лет курган выдержал все землетрясения и другие катаклизмы, не обвалился и не протёк. Все эти факты о безусловном мастерстве строителей говорят. При этом следует учитывать, что подобных курганов поблизости несколько. Один из них - мелек - чесменский курган в центре Керчи, который находится всего в 4. 5 км от кара -Обы.
Курган полностью был ограблен еще в древности. Легенды с курганом гибель легендарного царя митридата связывали. На картине Карло боссоли "Могила Митридата, Близ Керченского Лазарета" изображен интерьер гробницы царского кургана.
Пустая гробница и сегодня поражает своим великолепием, одновременно продолжая хранить множество загадок: отчего вход кургана ориентирован не так, как в других курганах, что за пустота, которую показываю приборы в южной стене дромоса, отчего весь курган при строительстве был покрыт морскими водорослями, правда ли, что стены кургана были завешаны при погребении коврами.
О происхождении и назначении кургана, практически ничего не известно. Все дело в том, что ни тогда, ни в наше время, не было найдено никаких материальных Находок, которые могли бы помочь пролить свет на его предназначение и датировать курган. Когда он построен, кем, для кого и с какой целью, - об этом нет никаких достоверных сведений.