Caмые большие apмии древнего миpa.
Даже в 20 веке численность армий имела большое, порой решающее значение для исхода войны. Ещё важнее она была в древности, когда не имелось не только оружия массового поражения, но и огнестрельного. В эпоху мечей и луков количество воинов предопределяло победы и поражения. К примеру, викингам долгое время не мог противостоять никто в Европе. Что неудивительно, ведь в одном только набеге на Британию 851 г. н. э. приняло участие 350 драккаров, с которых на берег высадилось 20 тыс
. Скандинавских воинов. В то время как английская армия даже в XIV веке насчитывала менее 10 тыс. Солдат.
То же было и с монголами, напавшими на Русь. Хан бату (он же Батый) взял с собой примерно 70 тысяч всадников. Русь же тогда представляла собой "Лоскутное Одеяло" из относительно небольших княжеств, сколько-нибудь боеспособными войсками в которых была конная дружина князя, редко превышавшая тысячу человек. Даже в 1445 г. рать Василия II, к дружине которого присоединились войска его вассалов Михаила Верейского, Василия серпуховского и Ивана можайского, а также отряд Алексея Игнатьевича, воеводы владимирского, насчитывала около полутора тысяч всадников и потерпела поражение в битве под Суздалем от татарских войск, общая численность которых составляла 3 500 человек.
Однако у античных историков армии огромной численности упоминаются. Павел диакон писал, что Аттила привёл с собой на Запад 700 тысяч гуннов.
Живший двумя веками ранее Иордан был скромнее в оценках, у него армия гуннов и прочих народов, возглавляемых Аттилой, оценивалась в полмиллиона воинов. Многосоттысячные армии вели против римских легионов британские мятежники боудикки, галлы верцингеторига, германцы в тевтобургском лесу. Увы, во всех этих случаях реальную численность варваров определить невозможно, а римские полководцы оценивали её в лучшем случае на глаз, а то и по слухам.
Чем более точные цифры приведены в трудах античных историков, тем они сомнительнее. Самым дотошным является подсчёт численности персов, напавших на Грецию, у "Отца Истории" Геродота. Когда он писал свои труды, ещё живы были очевидцы великого похода царя Ксеркса против объединённых сил греков. Согласно Геродоту, Ксеркс привёл с собой 1 700 000 пехотинцев, 80 000 всадников, 517 600 моряков (общая численность боевого и транспортного персидских флотов. Вместе с персами шли их союзники: 300 000 македонцев и фракийцев, 20 000 ливийцев и арабов. В одних лишь походно - полевых публичных домах персов трудились 7 363 работниц.
В реальности столь гигантской армии античные греки не смогли бы оказать никакого сопротивления. Их общая численность (включая стариков, женщин и детей) в то время едва достигала 4 миллионов, при этом лишь половина полисов выступила против персидского вторжения. Историки пришли к выводу, что персидская империя теоретически могла бы собрать армию в 150 тыс. Человек, но лишь на короткое время. По мнению видного военного теоретика XIX в. Г. Дельбрюка, армия Ксеркса насчитывала около 80 тыс. Воинов.
Такие государства древности, как Египет, Китай и Индия, в принципе могли набирать армии и большей численности. По свидетельству древнегреческого путешественника мегасфена, армия индийского царя Ашоки состояла из 600 тыс. Пехотинцев, 30 тыс. Всадников, 8 тыс. Колесниц и 9 тыс. Боевых слонов. К сожалению, древние греки были весьма склонны к преувеличениям. Какова была настоящая численность войск этого легендарного правителя - мы не знаем.
Ещё больше была армия объединителя Китая, императора цинь шихуанди. Ему удалось призвать около миллиона человек, но это не была численность армии как таковой. Столько крестьян собрали для одной конкретной задачи - строительства великой китайской стены. Сколько было солдат в боевых частях, сказать сложно, но вряд ли более 150 тысяч. Однако и такая армия оказалась непосильной для экономики страны, что стало причиной смуты, начавшейся сразу после смерти этого правителя.
Самой многочисленной армией античности, о которой сохранились достоверные сведения, можно считать римскую эпохи расцвета империи, то есть в правление Траяна. Он количество постоянных легионов до 30-ти довёл. С учётом ауксилий (вспомогательных войск), в которые набирали союзников Рима, а также флота, в начале II в. н. э. армия Рима насчитывала 400 тыс. Человек. Столь огромное войско могла себе позволить только самая мощная из империй той эпохи.