Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Будо и синто.

27.12.2015 в 19:52

Ezomir.

"Я не создавал Айки. Айки является методом Ками и был рожден и получен через Ками. Айки началось с создания вселенной".
Таномо сайго - учитель такэда сокаку.

Источником воинского духа, началом и концом воинской стези для истинного самурая было, бесспорно, учение синто с его культурой "Отечественных" божеств, покровителей и защитников края ямато, с его почитанием предков, из которого произросло родовое и клановое устройство самурайского общества.

Будо и синто.
Название религии синто состоит из двух иероглифов: "син" или "Ками" - божество, и хорошо всем знакомого "то" - путь. Таким образом, дословный перевод синто - "Путь Богов". Синто возникло в результате объединений верований, распространенных в отдельных местностях Японии, вокруг культа, который сложился в центральной провинции ямато и остается самым тесным образом связан с божествами - легендарными предками императорского дома.
Лишь в том случае, если верить разнообразным и довольно многочисленным мифам, включая сюда "Священные Писания" синто - "кодзики" и "нихонги", то создание многих школ боевых искусств связано с актами мистического озарения или духовной передачи знаний от божеств в период совершения молений и аскетической практики в синтоистских святилищах или в других местах почитания Ками - как, например, на горе курама.

Например, о хаяшидзаки джинсукэ шигенобу, легендарном создателе иайдзютсу рассказывают, что он постиг искусство мгновенного извлечения меча с последующим ударом в период суровых тренировок и интенсивных молений божеству хаяшидзаки - мёдзин. Синтоистские божества становились покровителями наиболее влиятельных самурайских школ кэндзютсу и дзюдзютсу, таких как катори синто рю, араки рю, асаяма итидэн рю, мусо рю, шиншин рю, ёшин рю, кураку рю, ичин рю, тэншин шинъё рю, рёи шинто рю и многих других. Нередко и центры этих школ были расположены при синтоистских святилищах. Но далеко не всегда первоисточником передачи традиции являются известные синтоистские или буддийские божества. Можно привести множество примеров, когда традиции той или иной школы легендарно восходят к различного рода необычным существам или духам, имеющим облик монахов (синсо), демонов (онибито), человеко - птиц (тэнгу), чертей (они), водяных (каппа), обезьян (сарубито), отшельников (ямабуси) и других существ, принимающих чужой облик (обакэ. Родоначальником школы мусо джикидэн рю считается монах икэйбо тёхэн, живший на горе ообаяши - яма в провинции ямата, который получил секретную традицию воинского искусства от Ками - каппа по имени тэншинсё. Исследователи считают, что это была первая школа борьбы в доспехах - ёрои - кумиути.
Существует также предание о том, что основатель старейшей школы дзюдзютсу такэноучи рю Коши - но мавари такэноучи хисамори удалился в лесную глушь на гору санномия с целью предаться сугё - суровым тренировкам, моленьям богу атаго, которому он поклонялся, и голодной аскезе. На тридцать седьмой день подвижничества перед глазами хисамори по воздуху стали носиться дорожные посохи, соломенные шляпы и другие предметы из облачения горных отшельников ямабуси. Вдруг из ниоткуда появился один из ямабуси и сказал: "Ты Всегда Любил Воинскую Доблесть и Будучи Слабосильным, Стремился Научиться Одолевать Сильных, ты Обратился за Помощью ко мне, и я Явился, Чтобы Исполнить Твое Желание".
Не следует, как нам кажется, излишне буквально понимать такие легенды, тем более, что вся документальная история японской воинской стратегии выстроена на классических китайских канонах, а великий сунь - цзы, создатель "Искусства Войны" писал: "упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо только оно и есть знание подлинного положения противника". Тем не менее уникальная особенность - синтез общевосточной культуры и такого традиционного японского начала как синто, позволяют японцам из поколения в поколение передавать такие истории. Отметим только, что стремление перенести легенду в реальность, повторить удивительные свершения воинов прошлого и получить божественное озарение характерно для некотрых мастеров воинских и боевых искусств и сегодня. Наибольшую известность среди современных адептов будо снискали отшельнические подвиги двух знаменитых мастеров Морихэя уэсиба и ямагучи гогэн (создатель каратэ годзю -рю.

Как только любой человек входит в настоящее "Правильное" додзё, а не приспособленный для занятий единоборствами спортивный зал, первое, с чем он там сталкивается, оказывается синто - традиционная японская религия.
Говоря об этом, мы должны помнить, что сегодня синто является той частью традиционной японской культуры, восприятие которой сильно ограниченно по субъективным мотивам. Проще говоря, синто имеет очень плохой имидж за пределами Японии, прежде всего в Китае и Корее, где ассоциируются с захватнический идеологией. Синто время от времени связанным с национализмом оказывалось. Однако указанная отрицательная сторона для довоенного периода Японии характерна.

В Японии занятия без четкого и правильного исполнения таких ритуалов (именно ритуалов, а не бессмысленных поклонов "Южной Стене Гимнастического Зала", вызывающих тревогу правоохранительных органов), без почтительного отношения к воинской традиции просто немыслимы.

Чтобы понять важность синтоистского ритуала в будо, необходимо помнить, что как это не странно для неяпонцев, но, в отличие от других религии? , Синто не содержит четких моральных установок. Как ни шокирующе это звучит, но место привычных для нас представлении? О добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Таким образом, если человек "Запачкался", то есть, в нашем понимании, совершил нечто неподобающее, он должен прои? Ти через ритуал очищения. С точки зрения синто, речь при этом не идет о каком-то абсолютном ответе, снятии тяжести греха - его нет, а скорее об изменении условии? Восприятия бытия. Вот что писал об этом известныи? Исследователь Японии ХIХ в. Л. хэрн: ". Между злыми духами христианского и синтоистского вероучении? Громадная разница существует. Злои? "Ками" есть лишь дух дурного человека, и не рассматривается в качестве абсолютно дурного, раз есть возможность склонить его на милость. Представления о беспримесном, абсолютном зле не существует на дальнем Востоке. Абсолютное зло безусловно, чуждо человеческои? Природе, а поэтому невозможно у духов людеи. Синтоизм - самая непосредственная из религии? , И потому во многих отношениях - самая рациональная. Она рассматривает страсти не непременно в качестве "Злых Самих по Себе", а злых лишь в зависимости от причин, условии? И степени, в которых им предаются. Пессимист не мог бы обратиться в чистыи? Синтоизм, это учение оптимистично, и всякии? , Кто питает хорошее мнение о человечестве, не будет сожалеть, что идеи непримиримого зла в синтоизме не существует". Хэрн лафкадио. Душа Японии, СПб., 1998, с. 292-293.

Современные японцы синто как совокупность национальных обычаев и традиции воспринимают? , И обряды синто в большинстве своем не рассматриваются ими как проявление акцентированнои? Религиозности. Синто не требует фанатичного поклонения и не является предметом сакрализации для неяпонцев. В соответствии с традициеи? Синто, все японцы уже по факту своего рождения являются синтоистами - точно так же как неяпонцы не могут ими стать ни при каких обстоятельствах. Это исключительно важное положение устраняет саму возможность возникновения религиозного конфликта, как на внешнем уровне (в Японии известен только один факт религиознои? Вои? ны - В начале проникновения в эту страну буддизма), так и на приватном - человек инои? Веры может свободно посещать храмы синто, исполнять синтоистские обряды, воспринимая их как часть тои или инои? Культурнои? Традиции, и не беспокоясь о том, что, участвуя в инои? Религиознои? Традиции, он предает свою веру. Последнее так же невозможно, как любому из нас стать марсианином, какими бы "Джедаями" мы себя время от времени не воображали. (Примечательно, что наименование "Джедаи" происходит от названия жанра "дзидаи? Гэки" (букв. "Историческая Драма"), в японском кинематографе. Однако каким образом и что современныи? Адепт японских боевых искусств может извлечь из духа синто, которыи? , Как мы убедились, тесно связан с классическими боевыми искусствами? Не надо быть японцем, чтобы оценить важность такого простого духовного опыта. В отличие от привычных религии? Запада, в синто не существует догм, заповедеи? , Заветов, сложных текстов, которые надо разбирать (хотя хороших книг о синто написано немало. По большому счету, дух синто - это все то, что вы сами чувствуете в своеи? Душе, в природе, в том, что вас окружает в связи с японскои? Культурои. Согласно синтоистскои? Традиции будо, вои? дя В тренировочныи? Зал - додзе? И оказываясь перед зеркалом алтаря - камидза, следует глубже заглянуть в самые потаенные уголки собственнои? Души. Говорят, что зеркало камидза отразит чистую правду, тени тщеславия и поиска выгоды, но не следует искать в этом религиозныи? Смысл: "зеркало символизирует человеческое сердце, в которое в идеально безмятежном и чистом состоянии отображает образ самого божества. Таким образом, когда вы приходите в храм для моления, вы видите собственныи? Образ, и акт поклонения становится равнозначным древнему дельфии? Скому предписанию: "познаи? Себя! Это познание носить должно нравственныи? Характер и означает наблюдение за собственнои? Моральнои? Природои? " (Инадзо нитобэ. Бусидо. Дух японии. Киев. 1997. С. 21. На практике адепт будо оказывает таким образом уважение традициям и духовному наследию всех почитаемых в додзе? Людеи? - Тех, что были здесь до нас и будут после нас, пытается понять свою душу, успокоить свои? Разум, сделать спокои? Ным, ровным и отражающим реалии мира, как зеркало.
При том, что синто часто носит камерныи? , интимныи? Характер, существуют и более масштабные церемонии, связывающие будо и синто в единое целое. Так, например, во время проведения крупных соревновании? Или официальных демонстрации? Делегаты участвуют в церемонии мисоги. Перед входом в синтоистскии? Храм они омовение в специальнои совершают? Емкости тэмидзуя - только омыв руки и прополоскав рот, можно будет обратиться к богам. Вслед за тем, как священник каннуси выполнит ритуал обращения кками, наиболее почитаемые мастера демонстрируют различные формальные комплексы непосредственно у главного алтаря, а затем нередко участникам церемонии преподносят ритуальное сакэ. Непосредственно перед началом выступлении? Исполняется еще один ритуал - хараи - но ги, в ходе которого стареи? шие и наиболее почитаемые наставники боевых искусств демонстрируют технику своих школ. Духовныи? Мистицизм синто всегда присутствует и в общем смысле понимания традиционного обучения боевым искусствам, где роль наставника в боевом искусстве сродни роли синтоистского священника. Мастер будо, так же как и каннуси, является проводником, соединяющим дух ушедших мастеров для трансляции их духовного и технического наследия своим ученикам. Таким образом, передача традиции? Каждои? Конкретнои? Школы как бы освящается высшими силами и становится главным приоритетом ее последователеи. Возможно, в этом кроется основная духовная причина жизнестои? Кости воинских искусств Японии. Неслучаи? Но некоторые высшие мастера будо, главы фамильных школ одновременно являются и каннуси местных храмов (например, вице-президент общества воинскои? Добродетели великои? Японии Миура хидэфуса такэюки, служил священником одного из святилищ в Осаке. Естественно, что при этом в его обучении будо присутствует еще какая-то часть религиозных практик. А при внимательном наблюдении за демонстрациями воинских искусств в Японии можно заметить, как представители тех или иных школ проводят мистические ритуалы котодама ( "Душа Слова") с целью защиты, или непосредственно перед выступлением выполняют замысловатые движения руками, "выстраивая оборону" девятью магическими решетками.

Так что хотим мы этого или нет, осознанно или не осознанно, но традиция древнего синто переходит к нам вместе с передачеи? Традиции будо - как на теоретическом, так и на сугубо практическом уровнях, как переходит она ко всем, кто практикует любые классические японские виды искусства, даже к любителям оригами, которое в традиции главного синтоистского храма Японии - исэ - дзингу служило одним из способов усмирения души. Синто, во всем его противоречивом многообразии, по-прежнему остается гарантиеи? Правильнои? Передачи традиции для нас и источником вдохновения и жизненным стимулом для многих японских мастеров новеи? Шего времени - надо только правильно к этому относиться.

(c) по материалам книги "Черный Пояс" без грифа секретности" а. арабаджиев, а. Куланов.