Британский лев против "Морского Льва".
Июль 1940 года. Жители третьего рейха оживленно обсуждают очередную триумфальную кампанию вермахта, высмеивают бегство французских и британских войск из Дюнкерка. Немецкие солдаты и офицеры пируют в парижских кафе и заигрывают с француженками. Длинные эшелоны с трофеями день и ночь идут из поверженной страны в Германию. Однако никто не верит, что мир будет долгим.
В это время Гитлер ломал себе голову - что делать дальше? После того, как Франция была повержена, в Европе у Германии, достигшей высшей степени могущества, оставался лишь один противник - Великобритания. Россия не в счет, с этой страной пакт о ненападении. Пока ….
Однако немецкие военные скептически относились к планам вторжения на британские острова, которые, впрочем, только вырисовывались. К примеру, генерал-фельдмаршал Герд фон рундштедт считал их "Ничем Иным, как Политическим Блефом". Тем не менее, штабисты уже изучали место будущей кампании, и 13 июля главнокомандующий сухопутной армией Вальтер фон браухич и начальник штаба вермахта Франц гальдер представили Гитлеру детально разработанный план операции против Англии. И фюрер, возбужденный мыслью о будущей схватке с англосаксами, даже не вдаваясь в подробности идеи своих военачальников, одобрил ее!
Спустя три дня была издана директива о подготовке десантной операции "Морской лев". Тем нее менее, Гитлер продолжать изображать из себя миротворца и 19 июля на заседании рейхстага заявил, что в "Последний раз Обращается к Здравому Смыслу" английского правительства и предлагает соперникам мир. Но ответа от премьер министра Великобритании Уинстона Черчилля он не дождался.
Тем временем военные начали интенсивно готовиться к десантной операции. Покорить Британию должны были 38 дивизий, из них шесть танковых и три моторизованные. Поддержку десанта с воздуха должны были обеспечить два воздушных флота, имевших в своем распоряжении 2600 самолетов. Впрочем, генералы, быстро поняв, что через месяц армия не будет готова к вторжению, перенесли начало операции на 21 сентября.
На южном берегу Ла-манша началось сосредоточение судов и установка артиллерийских батарей, которые должны были поддержать высадку десанта. Позже генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс вспоминал, что в то время у него сложилось убеждение, что Гитлер действительно собирается напасть на Англию ….
Срочно был отпечатан справочник для войск вторжения, в котором содержались карты Великобритании, сведения о ее городах, учреждениях, политических деятелях, а также о ведущих политических деятелях страны.
Гитлер, конечно, знал, что он не первым затевает десантную операцию против островной империи. Аналогичные планы были и у Наполеона, который в начале XIX столетия вознамерился покорить Британию. С 1803 по 1805 год двухсоттысячная тысячная армада Наполеона, известная как Armеe de l'Angleterre - "Английская Армия" прошла подготовку в лагерях в булони, Брюгге и монтрее. Была построена флотилия транспортов и гребных судов, которые разместились в портах на побережье Ла-манша и в Нидерландах.
Наполеон намеревался применить "Ноу-хау" - воздушные шары для высадки десанта и назначил свою фаворитку, главного министра воздухоплавания Софи бланшар ответственной за эту часть операции. Впрочем, она скептически отнеслась к идее императора и предостерегала, что планам французов могут помешать неблагоприятные ветры.
Разумеется, англичане не сидели сложа руки. Британский флот перешел к блокаде французских и испанских флотов, без которых вторжение Наполеона было невозможно. На южном побережье страны были возведены так называемые "Башни Мартелло", сложенные из толстых каменных блоков и вооруженные пушками.
Для начала десантной операции Наполеону нужно было отвлечь морские силы противника. Французский флот под командованием адмирала Пьера вильнева должен был прорвать британскую блокаду Тулона и Бреста и напасть на Вест-индию. Но этим планам не суждено было сбыться. Французов перехватила британская эскадра вице-адмирала роберта кальдера. Завязалось сражение, в котором вильнев потерял два корабля. Возвращаться на родину французские моряки не решились и укрылись в испанском порту Кадис. Это разрушило надежды наполеона ….
"Если Россия будет разгромлена …".
Вернемся в 1940 год. На 4-е сентября в распоряжении немецкого командования имелось 168 судов, 1910 паромов, 419 буксиров и 1600 катеров. Это были достаточные средства для десантной операции. Но командование вермахта понимало, что даже если высадка пройдет успешно, атакующие войска натолкнутся на сильную береговую оборону и яростное сопротивление британских войск. Для защиты островов было сосредоточено 27 пехотных дивизий, но в более чем в половине из них не хватало вооружения и транспортных средств. "Я Лично Убежден, - Писал Впоследствии Гальдер, - что при Правильном Использовании сил мы Прочно Закрепились бы на Острове, Несмотря на Превосходство Англии на Море". Однако командование германского ВМС уведомило Гитлера, что флот не в состоянии обеспечить высадку десанта в Англии в течение 1940 года.
Но это отнюдь не расстроило фюрера. Он и сам понимал, что осуществление операции "Морской лев" грозит тяжелейшими потерями, но отнюдь не гарантирует победы. К тому же Гитлер уже свои планы изменил. 22 июля 1940 года он приказал начать разработку операции "Барбаросса". Его логика была проста: "если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия. Вывод: в соответствии с этим рассуждением Россия должна быть ликвидирована".
В связи с этим план операции "Морской лев" терял актуальность. Но об этом еще никто не знал - ни немецкие летчики, который каждый день сбрасывали свой смертоносный груз на британские острова, ни храбрые жители островной империи, отражавшие жестокие атаки "Люфтваффе".
Мечты о банкете.
Командующий ВВС Герман Геринг уверял фюрера, что его асы готовы "Выбомбить Англию из Войны". Он самоуверенно считал, что непрерывные бомбардировки приведут к свержению правительства Черчилля, устрашат противника и подтолкнут к капитуляции. После этого Гитлеру останется только прилететь в Лондон и устроить праздничный банкет в вестминстерском дворце.
Фюрер поверил этому блефу и 1 августа 1940 года подписал директиву "Об Усилении Воздушной и Морской Войны Против Англии". Летчики 2200 самолетов разных типов должны были обеспечить успех в небе над британской империей. С тех пор и до поздней осени сорокового года в ее городах днем и ночью звучали пронзительные сигналы тревоги.
"Битва за Англию" страшной была. Массированным ударам подвергся Лондон. С грохотом рушились дома, над городом стояло пламя пожарищ. Тысячи горожан - стариков, женщин и детей погибали в огне, под развалинами домов. "Лондон, - с Горечью Вспоминал Черчилль, - Походил на Какое-то Огромное Историческое Животное, Способное Переносить Страшные Раны, Изувеченное и Кровоточащее и все же Сохраняющее Способность Жить и Двигаться".
Летчики "Люфтваффе" ожесточенно бомбили и другие города Великобритании - Бирмингем, Шеффилд, Манчестер, Ливерпуль, бристоль, Плимут, Глазго, Ноттингем, Кардифф, Портсмут. Но самые тяжелые испытания выпали на долю жителей ковентри. 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город множество бомб огромной разрушительной силы. Центральная часть города была буквально сметена с лица земли, погибло много людей.
Германское радио со свойственным ему бахвальством заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри, они будут "Ковентрированы", то есть, беспощадно стерты с лица земли.
Однако немцы желаемое за действительное выдавали. Хотя Британия пылала в огне, и английская авиация несла тяжелые потери, но куда больший урон терпели асы Геринга.
15 сентября 1940 года, как считал Уинстон Черчилль, произошло одно из решающих сражений, своего рода "Битва при Ватерлоо". Когда немецкие самолеты в очередной раз обрушились на Лондон, премьер-министр покинул свою резиденцию в чекерсе и прибыл в аксбридж, где располагался штаб вице - маршала авиации парка. Обстановка мрачной была. Черчилль спросил парка: "какими резервами мы располагаем? "И Получил Убийственный Ответ:"резервов больше нет".
Между тем, Гитлер в тот день имел достаточно сил для продолжения атаки, но его не последовало. Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы в тот день немцы бросили на столицу Англии еще сотню - другую самолетов ….
Несмотря на испытания, выпавшие на долю британцев, они не пали духом и мужественно отражали атаки воздушных разбойников. Их сопротивление не только не ослабевало, но с каждым днем нарастало. Мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно были на передовых позициях.
"Мы свой урок еще на картах …" учим.
Гитлер британцам страшную участь готовил. Для подавления сопротивления населения Великобритании в состав десанта была включена дивизия СС "Мертвая Голова". Слово "Смерть" во всех приказах для населения островов присутствовало.
Была составлена картотека будущих жертв, так называемая "Розыскная Книга" - "черный список для поисков в Великобритании". В него были включены имена более 2700 человек. Среди лиц, подлежавших немедленному аресту, значились крупные политические деятели, в частности, Черчилль, лорд Уильям бивербрук, министры, писатели Герберт уэллс и Бернард шоу. Войска имели право расстреливать на месте без всякого суда и следствия партизан и сочувствующих им мирных жителей.
Намечалось создание двенадцати местных комендатур, трех фронтовых стационарных лагерей для военнопленных, организация тайной полевой полиции и прочие нацистские "Прелести". Словом, все, как и в других оккупированных вермахтом странах.
Но у Гитлера иссякали возможности для продолжения "Битвы за Англию". Формально десантную операцию перенесли на весну 1941 года, но на самом деле все мысли фюрера были уже обращены на Восток.
То, что испытали англичане, позже пришлось пережить жителям многим советских городов. Но тогда, летом 1940 года жители Ссср смотрели на ту, далекую войну как бы со стороны. Хотя газеты бесстрастно сообщали о налетах немецкой авиации, многие сочувствовали британцам.
Было немало людей, которые допускали, что немцы могут скоро двинуться на Ссср. Одним из них был поэт Николай Тихонов, написавший 75 лет назад короткое, но многозначительное стихотворение:
"Сквозь ночь, и дождь, и ветер, щеки режущий, урок суровый на ходу уча, уходит лондонец в свое бомбоубежище, плед по асфальту мокрый волоча.
В его кармане - холодок ключа.
От комнат, ставших мусором колючим.
… мы свой урок еще на картах учим, но снится нам экзамен по ночам". Это страшное испытание долгие четыре года великой отечественной войны длилось.