Астрономы нашли сверхновую звезду яркостью выше, чем у галактики.

16.01.2016 в 12:54

( Астрономия@Science_Newworld).

Ученые обнаружили в далекой галактике в созвездии индейца сверхъяркую вспышку сверхновой, яркость которой в 20 раз превышает суммарную яркость всего млечного пути, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Астрономы нашли сверхновую звезду яркостью выше, чем у галактики.
"Если честно, мы пока не знаем, какой механизм мог вызвать такой взрыв и служить источником энергии для сверхновой Asassn-15lh. Ее изучение может привести к появлению новых теорий и открытию нового класса сверхновых, и мы с нетерпением ждем шанса дать ответы на эти вопросы в последующие годы", - заявил субо донг (Subo Dong) из университета Пекина (Китай.

Как рассказывает донг, вспышка этой сверхновой, чья яркость на пике была примерно в 570 миллиардов раз больше, чем у солнца, произошла в июне 2015 года, в галактике Apmuks (BJ) B215839. 70-615403. 9, удаленной от нас на 3, 8 миллиарда световых лет.
За четыре месяца наблюдений, которые ученые вели после ее открытия, она выделила столько энергии, сколько солнце могло бы выработать за 90 миллиардов лет, что почти в 50 раз дольше, чем оно просуществует в текущем виде.

Она была зафиксирована телескопами проекта Asas - SN, автоматической сети из множества телескопов, следящих за всем ночным небом в южном полушарии земли и отмечающих все яркие вспышки, которые происходят в млечном пути и за его пределами.

Яркая вспышка быстро привлекла внимание ученых, и донг и его коллеги начали ее изучение с измерения расстояния до галактики, где взорвалась эта звезда. Когда астрономы осознали, что она произошла в крайне далекой от нас галактике, они были поражены - яркость этой вспышки, превышающей все мыслимые пределы, невозможно было объяснить при помощи всех современных теорий их формирования.

Помимо необъяснимой сверхвысокой яркости, Asassn-15lh обладает крайне необычным спектром, который не похож на структуру излучения ни у одной другой яркой сверхновой. Это дополнительно осложняет поиск возможных "Прародителей" данной вспышки и объяснение того, как она смогла на мгновение, по астрономическим Меркам, затмить свечение двух дюжин галактик вроде млечного пути.

Тем не менее у астрономов есть гипотеза, потенциально объясняющая ее существование. Во-первых, ее спектр носит некоторые сходства со сверхъяркими сверхновыми первого типа, которые образуются в результате слияния белых карликов или нейтронных звезд.
Оранжевым цветом на фотографии отмечены скопления пыли в останках сверхновой.

По этой причине ученые считают, что ее прародителем мог выступать магнетар - быстро вращающийся пульсар, нейтронная звезда с очень мощным магнитным полем. Огромная мощность взрыва Asassn-15lh говорит о том, что данный магнетар должен был обладать невозможно высокой скоростью вращения - тысячу оборотов в секунду, и кпд взрыва почти равным 100%. Подобный взрыв возможен, но крайне маловероятен, и в таком случае более яркие сверхновые вряд ли могут сформироваться подобным образом, что сделает Asassn-15lh самой яркой магнетарной сверхновой во всей вселенной.

Другой возможный вариант - взрыв престарелой и очень крупной звезды, чьи недра были почти полностью лишены "Металлов" - элементов тяжелее водорода и гелия. Учитывая значимость этого открытия, группа донга смогла убедить наса предоставить им наблюдательное время на "Хаббле", чьи инструменты, как надеются ученые, помогут прояснить природу этой ярчайшей космической вспышки.