Арктическая родина в ведах 2.
Ezomir.
Богиня зари ушас, очень заметное в ведах и любимое божество, восславляется в ригведе в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз. В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику.
Жрец, именуемый хотри, должен был прочитать тысячу стихов до того как начнется жертвоприношение, именуемое "Гавам Аяна". Стихи столь длинны, что жрецу приписывается подкреплять свои силы вкушением масла. Так как закончить это чтение он должен был до появления солнца. Указывается, что нельзя начинать чтение до первого проблеска света на горизонте. А это значит, что между этим проблеском и появлением солнца должно было пройти в те дни достаточно много времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный гимн.
В "Тайттирийя Самхите" (II, I, 10, 3) указывается, что если чтение гимна, начатое в положенное время, заканчивается раньше восхода солнца, то следует принести в жертву животное. Из этого следует, что миг появления солнца над горизонтом мог иногда не совпасть с разочтенным временем.
В ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя как она медлит на горизонте. Читатель может найти в русском переводе (ригведа. Мандалы I - IV, М., 1989) слова гимна 49 из мандалы I о том, что заря ушас загорается "со Всех Концов Неба", а в гимне 113 - "она идет вслед за толпой минувших (зорь) ", и что она "самая первая из многих. Из этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за прежней" - это явное свидетельство длительного разгорания зари.
Мы можем говорить о многих зорях, кружащихся ни горизонту, каждая по 24 часа и убедиться, что столь многие из них уже прошли и многие придут. Мы можем также сказать, что столь много длящихся весь день зорь ужепрошло, а восход солнца все еще ожидается. И видим молитву к богу варуне: "Столь Много Зорь еще не Разгорелось Полностью, дай мне Пожить до их Завершения".
О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут вместе. Это никак не может относиться к 365-ти ежедневным зорям в году. Таким образом, мы должны прийти к выводу, что в ригведе явно говориться о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением солнца.
Пять сестер - зорь, говорится в "Тайттирийя - Самхите", имеют по пять сестер, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30-ти. И описывается как эти 30 сестер ходят по кругу. А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание, что хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются единой зарей.
В "Тайттирийя - Брахмане" сказано, что зори имеют пять форм, вечных и неделимых, и каждая из них не оканчивается. Эти пять форм соответствуют делению тридцати дней на пять групп по шесть - так указывается на необходимость приносить жертвы (в это время) по шестидневным периодам.
Шесть частей стиха этой самхиты четко указывают на 30 сестер, что само по себе уже говорит о тридцатидневной заре древности. И в ригведе, в 6-й книге говориться о 30 шагах зари.
Словом "Йоджана" определяется (у нас) и "дневной путь "тапа", который переходят лошади без нагрузки" - так оно употреблено в ригведе (V, 54, 5. принимая такое значение, можно понять "зори проходят кругами 30 йоджан" как указание на то, что они совершают 30 ежедневных кругов, как это бывает на северном полюсе. И в других гимнах (III, 61, 3) есть дальнейшее подтверждение: "Направляясь к той же Цели, Новорожденная (Заря) Крутится как Колесо".
Колесо может крутиться в вертикальной плоскости, как у колесницы, или в горизонтальной, как у гончара. Но нигде зори не пересекают небо с Востока на Запад, как солнце, над головой человека, т. е, в вертикальной плоскости. Единственное круженье, подобное колесу, возможно вдоль горизонта, что говорит об области вблизи полюса. Лишь в том случае, если мы соотнесем с полярной зарей выражения "Достигая Назначенной Точки День к Днем" (1, 123, 9) и "стремясь снова и снова к той же цели" (III, 61, 3), то увидим, что это не относится к зорям вне полярного круга.
По строкам памятников ясно видно, что зорь было много, а не воспевалась лишь одна, и что они гармонично сочетаются, оставляя непрерывную и нераздельную группу. Но надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные. т. е. речь идет не о самой точке полюса, а о землях где-то южнее.
В "Тайттирийн Самхите", поясняющей мантры ригведы, четко говорится, что описания в ней зорь - когда боги видели 30 зорь - является древней традицией.
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии, в году должен быть и долгий день.
Многие строфы ригведы говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами - дасами.
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др. И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака - так говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2.
В ригведе и в атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся просят "Да Достигнем мы Благополучно Другого Края Ночи" и "того края, который даже не виден".
Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? К счастью, - "Тайттирийя Самхита" сохранила для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу, дай мне Достичь Твоего Окончания", и дальше: "читравасу - это ночь древних времен, когда жрецы - брахманы боялись, что за ночью не наступит заря" (I, 5, 5, 4; I, 5, 7, 7.
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь.
Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета.
Мы видим, что в ригведе дни и ночи описываются как две различные по своему типу пары - "Ушас - Накта" и "ахани". Обычные дни и ночи следуют друг за другом, вплотную сменяя друг друга, и эту пару не описывают раздельно. Но и долгая ночь и долгий день, даже будучи разными по длительности, не вплотную следуют все время друг за другом. Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее солнцестояние, а долгий день - при летнем солнцестоянии, и эти положения солнца различаются на 180\xB0, находясь на противоположных точках эклиптики. В период создания (книг) араньяк это было известно по традиции как "Ахани". Так, в "Тайттирийя Араньяке" (1, 2, 3) при описании персонифицированного года впервые сказано, что у года одна голова и два различных рта.
"Правая и Левая Сторона Бога - Года - это дни Света и Мрака". И дальше говорится, что эта темная и светлая формы у "Ахани" составляют противоположные стороны бога - года. Будучи размещены на диаметрально противоположных его сторонах. Этим подтверждается объяснение сути "Ахани". В ригведе (V, 54, 5) говорится, что у ветров - марутов сила и величие простираются так, как у солнца, на долгие йоджаны.
В ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих коней на середине неба, т. е, как бы остановилось на отдых. Это ясно, но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца посреди неба.
В ригведе (VII, 87, 5) о боге варуне сказано, что "он Создал Себе Золотое Качание Солнца, как Качели". Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88, 3. здесь отражен тот факт, что , внимание, только в арктических областях солнце подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые 24 часа.
Встречаются ли в ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет? Характеристики арктического года столь непохожи на зону умеренного климата, что наши предки ведического периода, жившие там и продвигавшиеся к югу в силу наступающего оледенения, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест, что не могло не повлиять на них. Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря, или по крайней мере - древних традиций в той или иной форме, и особенно в том, что связано с правилами жертвоприношений.
Обязанностью этих жрецов было следить, чтобы годовые ритуалы отправлялись в должные даты. В ведической литературе указывается, что годовые церемонии "Саттры" должны проводиться в течение 12 месяцев. Но это было невозможно в пределах Арктики, где солнце надолго скрывается за горизонтом и воцаряется долгая ночь. Поэтому древнейшие саттры, если их совершали в пределах полярного региона, должны были проводиться за срок не менее 12 месяцев. К тому же надо помнить, что в разных поясах Приполярья периоды света и мрака в году разнятся. Примерно, на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше от него, оно светит и по 8, 9 и 10 месяцев. Эти месяцы были периодами активного проведения саттр в отличие от долгой ночи, которая за этим следовала. Сошлемся прежде всего на легенду об Адити или о семи Адитьях (солнцах), которая явно связана с природными феноменами. Так, в ригведе (IX 114, 3) упоминаются вместе семь адитьев и семь жрецов.
В "Шатапатха Брахмане" (VI, 1, 2, 8); XI, 6, 3, 8) говорится о 12 Адитьях. Как и во всей послеведической литературе. О семи сыновьях адиви говорится, что солнце имеет семь лучей, или семь коней (ригведа, 1, 164), и так во многих гимнах.
И если бог солнца в таких образах запечатлен в памяти, то это не может быть забыто народом в силу необходимости менять места своего пребывания, хотя носители вед позднее и жили в областях, где знали уже 12 адитьев. Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в ригведе бывает не только 7 (1, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то второе тоже.