Хеттское царство. 6 фактов о хеттах.
Хеттское царство. 6 фактов о хеттах.
Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.
1. царство мира.
Держава хеттов была одним из самых могущественных царств древнего мира, она простиралась от восточной Анатолии до эгейского моря на Западе и от черного моря на севере почти до леванта. Империя хеттов поглотила царство митанни, завладела северной Сирией, колонизовала западную окраину малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.
Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены алалах и хальпа, тархунтасса и каркемиш.
Немецкий историк франк штарке писал о хеттах: "Если Никакие Мирные Требования не Помогали, Хеттский Царь Предупреждал Своего Противника:"боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".
Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.
Самым сильным противником хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.
Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.
Хетты покорили арцаву, аххияву, мису, вилусу и другие государства на Западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах эгейского моря "Народами Моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н. э. они дошли до столицы хеттов хаттусы. Город был взят штурмом.
2. первая конституция.
Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.
В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "Страной Хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие хеттской державы от восточных деспотий древнего мира.
Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.
Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников.
По принципам своей работы панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь телепину, сохранялось в хеттской державе три века, вплоть до её падения.
3. без календаря.
Серьезное исследование истории хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен богазкёйский архив царей хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих грозный расшифровал хеттскую письменность.
Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "Таблицах о Мужественных Деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию хеттской державы мы по источникам её соседей знаем.
4. религия.
Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог грозы тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.
Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.
Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была обнаружена богазкее.
5. язык.
В хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков.
Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих грозный в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков малой Азии I тыс. До нашей эры.
Интересно, что в хеттском языке практически перед каждым словом ставилось "nu". Таким образом, если вы вдруг скажете "ну" в качестве слова - паразита, можно сослаться на свои хеттские корни.
6. куда исчезли хетты?
Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн леман в своей книге "хетты. Народ тысячи богов" приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит хеттов в своем описании германских племен упоминал. Он писал: "по сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны …. И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско". Эта версия пока остается только лишь версией.
Хетты. Не обходилось без войн
В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.
Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.
Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.
Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I.
Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ — крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким «рыхлым» поясом.
Хеттский язык
Хеттский язык – вымерший язык народа, империя которого находилась в центральной и северной частях Анатолии. Записи на хеттском языке, сделанные клинописью, датируются 16-13 веками до нашей эры, а отдельные хеттские заимствования и многочисленные личные имена появляются в ассирийских текстах начиная с 20-го века до нашей эры.
Уже в эпоху поздней бронзы хеттский язык начал уступать позиции своему близкому родственнику – лувийскому языку. Видимо, в 13-м веке до нашей эры лувийский был самым распространенным из разговорных языков в хеттской столице Хаттусе. Хотя Хеттскую империю населяли народы разного этнического и лингвистического происхождения, в большинстве их светских текстов использовался хеттский язык.
Хеттский – самый древний из засвидетельствованных индоевропейских языков, однако он был повторно открыт спустя более века после формулировки гипотезы о праиндоевропейском языке. Из-за заметных отличий в его структуре и фонологии некоторые лингвисты (в частности, Эдгар Стертенвант и Уоррен Коугилл) классифицировали хеттский язык не как потомка индоевропейских языков, а как их близкого родственника. Другие лингвисты, напротив, продолжают придерживаться традиционного для 19-го века представления о первичности праиндоевропейского языка и объясняют необычные особенности хеттского языка новообразованиями более позднего времени.
Первым предположение о классификации хеттского языка сделал в 1902 году норвежский лингвист Йорген Александер Кнудтзон. Он утверждал, что хеттский язык был индоевропейским, основываясь, в первую очередь, на его морфологии. И хотя в распоряжении Кнудтзона не было двуязычных текстов, он сумел перевести с хеттского два письма благодаря шаблонному характеру дипломатической переписки того времени. Впрочем, гипотеза Кнудтзона не была принята, поскольку его переводы справедливо считались неточными.
Идею об индоевропейском происхождении хеттского языка поддержал чешский филолог Бедржих Грозный; в 1915 году он опубликовал посвященную этой теме статью, а в 1917 году – грамматику хеттского языка. В своих работах Грозный выдвинул на первый план поразительные сходства в идеосинкретических аспектах морфологии, которые вряд ли развились независимо и едва ли были заимствованы. К их числу относятся чередование р/н в корнях существительных, вокалический абляут и ряд регулярных фонетических соответствий. Гипотеза Грозного быстро получила признание, и сейчас ее придерживаются многие современные ученые, такие, как Эдгар Стертевант, выпустивший первую хеттскую грамматику с хрестоматией для чтения и словарем.
В хеттском языке много заимствований, преимущественно религиозной тематики, из неиндоевропейских языков – хурритского и хаттского. По традиции, он делится на древнехеттский, среднехеттский и новохеттский языки, соответствующие примерно 1750–1500, 1500–1430 и 1430–1180 годам до нашей эры. Его письменность была основана на аккадской (шумеро-вавилонской) клинописи, использовавшейся на территории северной Сирии. Поскольку это письмо основано на слоговом принципе, точно определить фонетические свойства ряда хеттских звуков не удается до сих пор.
Хеттский язык сохраняет ряд крайне архаичных черт, утраченных другими индоевропейскими языками. В частности, в нем сохранились два из трех ларингалов, существование которых предположил в 1879 году Фердинанд де Соссюр, основываясь на качестве гласных звуков в других индоевропейских языках.
Будучи самым древним из идентифицированных индоевропейских языков, хеттский язык интересен по большей части тем, что в нем отсутствуют отдельные грамматические черты других «старых» индоевропейских языков – санскрита, латыни и древнегреческого. Например, вместо индоевропейской системы противопоставления мужского и женского родов, в хеттском языке сохранилась рудиментарная классификация существительных по одушевленности/неодушевленности.
Именная система состоит из 7 падежей (именительный, винительный, дательно-предложный, родительный, аллатив, аблатив), 2 чисел (единственного и множественного) и 2 родов – общего (одушевленного) и среднего (неодушевленного).
Глагольная система, в сравнении с такими древними индоевропейскими языками, как санскрит и древнегреческий, относительно несложная: два класса спряжения, два залога (активный и медиопассивный), два наклонения (указательное и побудительное) и два времени (настоящее и претерит). Хеттский синтаксис имеет примечательную особенность, характерную для анатолийских языков: обычно главное или придаточное предложение начинается с соединительной частицы или другой топикализованной формы, к которой в фиксированном порядке присоединяется «цепочка» клитик.
Хеттское царство культура. Культура Хеттского царства
Культура хеттов носила синкретический характер, впитав в себя индоевропейские (собственно хеттские и лувийские), хаттские, хур- ритские и месопотамские элементы. Этот синкретизм ярко проявлялся, например, в религиозной сфере. Верховным божеством считался индоевропейский по происхождению бог Грозы, именуемый «царем неба, господином страны Хатти»; впоследствии он был отождествлен с хур- ритским богом-громовержцем Тессобом (Тешшубом). Его супругой считалась хаттская богиня Солнца из города Аринна, «госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти». Весьма широко распространен был культ Сауски, хурритской богини любви, разрушения и войны, отождествленной с месопотамской Иштар. Почитались божества плодородия, например, хаттский Телепину и киликийский Сандон.
К эпохе Новохеттского царства (XV в. до н. э.) относится, вероятно, создание единого общегосударственного пантеона, который включал главным образом хурритских божеств. Наряду с официальными, государственными культами сохранялось почитание местных богов и духов, о котором, впрочем, сохранилось мало сведений; особо почитались, например, родники. Распространены были гадания (по внутренностям жертвенных животных, по полету птиц и др.) и разнообразные магические ритуалы.
Сохранилось значительное количество памятников хеттской литературы, большая часть которых была открыта в ходе раскопок в Богаз- кее. Среди них можно выделить тексты официального характера: указы царей («Указ Телепину»), их переписка, а также царские анналы и автобиографии («Автобиография Хаттусили III»), составленные, вероятно, придворными писцами. В большом количестве представлены произведения мифологического содержания. К ним относятся, например, хаттский по происхождению миф об умирающем и воскресающем божестве, объясняющий смену времен года («Миф о Телепину»); цикл преданий о смене нескольких поколений богов и их борьбе за престол верховного божества, в котором смешались индоевропейские и хурритские, а, возможно, и месопотамские элементы; хаттский миф о сражении божественного героя с чудовищем — драконом Иллуянкой, связанный с ритуалом встречи Нового года («Миф об Иллуянке»), Существовала и переводная литература, в частности на хеттский был переведен «Эпос о Гильгамеше». Обнаружены трехязычные хетто-шумеро-аккадские словари.
Хеттское царство Достижения.
Совсем недавно – лишь в начале XX века ученые смогли более подробно понять историю Хеттского царства. Еще в XIX веке при раскопках в Малой Азии (в современной) было обнаружено несколько сотен глиняных плиток с письменами. Было ясно, что это – аккадская клинопись, которая существовала у жителей Междуречья, но расшифровать то, что нашли, не удалось. И только Бедржих Грозный – чешский языковед доказал в 1915 году родственность хеттского языка славянским, романским и германским, относящимся к индоевропейской языковой семье. Например, хеттское «небиш» аналогично русскому «небо», «далугашти» — «долгота» и так далее.
В русском переводе Библии хеттов называют «хетеяне» и упоминание о них весьма кратко. Однако после расшифровки клинописи на глиняных плитках, дальнейших археологических исследований мы можем теперь представить себе, как жили люди Хеттского царства.
Наверное, самым примечательным было то, что государство являлось вполне самодостаточным. Хетты располагали в изобилии металлом и древесиной, так как на их территории имелись рудные месторождения и . То, что добывалось в государстве, здесь же и перерабатывалось, минуя разных посредников (ассирийских и вавилонских купцов). Вдобавок хеттское царство, не имея природных границ, было окружено княжествами, которые в малой или большей степени зависели от него, то есть своеобразным «поясом безопасности». Кроме того, внутренняя политика хеттов строилась так, что знатные хетты чувствовали себя вполне свободными, тогда как в иных государствах Древнего знать считалась рабами царя, равно как и остальное население. Если хетт не нес отработочной или продуктовой повинности, он считался свободным. Объединенная в панкус (собрание воинов), независимая часть населения влияла даже на выбор нового монарха. Например, Хаттусили I, когда решал вопрос о назначении наследника трона, обратился за советом к панкусу.
Благодаря такой самодостаточности и внутренней политике хетты за четыре с лишним столетия своего существования (1650 – 1200 годы до нашей эры) не проиграли ни одной маленькой или большой войны. И лишь гораздо позже – на закате своей истории, им пришлось уступить часть территории могущественной Ассирии.
Культуры Малой Азии и Междуречья дали хеттам, мифы и религиозные верования, обычаи и законы; и имя им досталось от хаттов — народа, в более древнее время заселявшего эти места.
Приблизительно Хеттское государство исчезло почти бесследно в 1200 году до н. э. Мощная волна нашествия большого количества племен с Балканского полуострова смогла растворить в себе этот народ, разгромив столицу страны Хаттусу, после чего некому стало объединять мелкие княжества и Хеттское царство перестало существовать.
Видео Хеттское царство (рассказывает историк Борис Александров)
Хеттское царство особенности. История хеттского царства
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.
Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.
На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было «рыхлым», слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками.
За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.
- В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
- Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I , разгромив сильное царство Митанни , устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
- Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли , возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.
Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.