Животные в космосе: кошка фелисетта.

11.12.2015 в 19:53

Животные в космосе: кошка фелисетта.

На третьем этапе изучения бдительности животных в условиях невесомости использовались кошки. На улицах Парижа ученые отловили 30 бездомных кошек и котов, после чего началась подготовка животных к полету, включая вращение на центрифуге и тренировки в барокамере. Отбор прошли 14 кошек, среди которых был кот Феликс.

Животные в космосе: кошка фелисетта.Феликса уже подготовили к полету и вживили ему в мозг электроды, но в последние минуты счастливец смог сбежать. В срочном порядке космонавта заменили: была выбрана кошка фелисетта (F? Licette.

Животные в космосе: кошка фелисетта.Суборбитальный полет на ракете Veronique Agi47 состоялся 18 октября 1963 года. Состояние невесомости продолжалось 5 минут 2 секунды. После полета спасательная служба обнаружила отделившуюся от ракеты капсулу с кошкой через 13 минут после старта. И согласно данным, которые были получены после полета, кошка чувствовала себя хорошо.

Животные в космосе: кошка фелисетта.Фелисетта быстро стала знаменитой, а полет был расценен СМИ как выдающееся достижение. Однако сопровождавшие публикации в прессе фотографии кошки с электродами, вживленными в её голову, вызвали критику со стороны многих читателей и борцов против жестокого обращения с животными.

А в 24 октября 1963 году состоялся ещё один космический полет в аналогичных условиях с котом на борту. Животное с безымянным номером СС 333 погибло, поскольку головную часть ракеты с капсулой нашли лишь спустя два дня после её возвращения на землю.

Фелисетт все о первой кошке в космосе. Кошка Фелисетт или первая кошка-космонавт

Фелисетт является единственной кошкой, которая когда-либо была в космосе и выжила (1963 г). Это была первая отправленная в космос кошка.

Космическая миссия

Кошки запускались в космос только в космической программе Франции. Всего в 1963 проходили испытания четырнадцать кошек (центрифугу, компрессионную камеру и др.).

Кошка была отправлена в космос 18 октября 1963 года в 8 часов 9 минут на французской исследовательской ракете "Вероника-47". Фелисетт была черно-белой кошкой, подобранной на улицах Парижа.

Запуск с кошкой не был орбитальным и продолжался 15 минут, достигнув высоты в 97 миль. После успешного парашютирования и приземления капсулы, кошка Фелисетта была извлечена из нее невредимой. Названная в газетах "астрокошкой", Фелисетт надолго стала главной темой обсуждений во Франции.

Интересен факт, что основным "пилотом" для запуска была утверждена другая кошка, а именно, кот Феликс. Однако, перед самим запуском он сбежал и был срочно заменен Фелисеттой.

Второй эксперимент с запуском кошки, проведенный уже 24 октября, оказался неудачным. В возвращаемой капсуле не сработала команда на спуск, поэтому она вернулась на Землу только через 2 суток, когда животное внутри было уже мертво.

Ракета "Вероника" была разработана с помощью немецкой ракеты времен Второй мировой войны, и в дальнейшем стала французской ракетой-носителем Диамант. Первая ракета "Вероника" разработана в 1957 году для биологических исследований. Семь из пятнадцами ракет использовались для запуска животных.

Кошка Фелисетт в космосе. Из Парижа в космос

Фелисетт была обыкновенной бездомной кошкой, которая жила на улицах Парижа. По крайней мере так гласит самая популярная легенда о ней. Она была принята французским правительством в первый кошачий отряд астронавтов, который состоял из 14 членов. Эти потенциальные астронавты были подвергнуты операции по имплантации электродов в мозг. Их подвергали специальным тестам, в том числе испытывали в центрифуге. Но именно Фелисетт подошла для участия в первой миссии. Из-за своего спокойного характера.

«Участие в этой кошки в космической гонке, безусловно, не было добровольным. Но это событие стало огромной вехой для Франции, которая только что учредила третье в мире гражданское космическое агентство. Миссия Фелисетт позволила Франции принять участие ​​в космической гонке», — сообщил Ханнеке Вайтинг в своей статье для Space.com.

Фотография Фелисетт и ракеты-носителя Veronique AGI, похожую на ту, которая использовалась для ее запуска в 1963 году.

18 октября 1963 года Фелисетт совершила суборбитальный полет на борту ракеты Veronique AGI. В ходе полета она пережила перегрузку в 9,5 раз большую, чем сила притяжения Земли. Кошка достигла высоты 157 километров. Бесстрашная путешественница пять минут находилась в невесомости. На сегодняшний день Фелисетт остается единственной кошкой, которая испытала это состояние. Менее чем через 15 минут после этого она благополучно вернулась на Землю .

Но через три месяца после этого исторического полета Фелисетт была подвергнута эвтаназии. Исследователи захотели изучить ее мозг.

В день старта Феликс сбежал, поэтому в космос полетела Фелисетт - первая кошка-космонавтЧеловек с давних пор мечтает о путешествии в космос. Перед тем, как отправить человека за пределы атмосферы Земли, следовало выяснить, какие условия ожидают его там, и понять, как они воздействуют на живые организмы.
С этой целью на орбиту отправлялись различные живые организмы. Первыми, как и всегда, страдали ради науки мушки дрозофилы. В 1947 году эти подданные Соединенных Штатов поднялись на высоту в 109 километров на захваченной у нацистов ракете. Но для того, чтобы понять, насколько опасен орбитальный полет для человека, нужно было отправить в космос более сложные организмы.
Учитывая сходство в строении и функционировании органов, по результатам полета животных можно было бы судить о том, как перенес его человек. В те дни особенно беспокоило ученых влияние длительной невесомости. Второй в списке беспокойств шла радиация. Более или менее понятными были только перегрузки и оказываемый ими эффект, так как эти условия удавалось создать на центрифугах тренировочных центров.
Отправляя животных в космос, ученые собирали информацию о функционировании их организма, отмечали их поведение и реакцию на невесомость. Все это стало бесценными сведениями, позволившими сделать полет человека в космос более безопасным.
Все знают о героической собаке Лайке, отдавшей жизнь во имя исследования космического пространства. Не менее знамениты Белка и Стрелка, побывавшие на орбите и вернувшиеся невредимыми. Американские ученые отправляли в космос обезьян. Но мало кто знает, что в 1963 году французские исследователи из CERMA, занятые изучением влияния невесомости на живых существ, послали в космический полет кошку.

Изначально для подготовки к полету на улицах Парижа было поймано 14 кошек. Считалось, что именно беспородные хвостатые обитатели подвалов и чердаков будут более выносливыми и легче приспособятся к тяжелым условиям космического полета.
Были созданы капсулы, повторяющие ту, какая впоследствии была установлена в космическом корабле. В этих контейнерах усатые и полосатые космонавты находились во время тренировки на центрифуге и в барокамере. В ходе тестов лучшие результаты показал кот Феликс. Учитывая, что отбирались кошки в том числе и по сообразительности, нет ничего удивительного, что в день старта Феликс сбежал. И это при том, что по всей Франции уже продавались открытки и почтовые марки с его мордой. Лететь пришлось другой кошке, которую решено было для созвучия назвать Фелисетт. Кошка практически не была подготовлена к космическим полетам, но ситуация была такая: кого удалось затолкать в капсулу, тот и полетел.
Как бы то ни было, но 18 октября 1963 года Фелисетт храбро отправилась туда, куда не ступал ни один представитель кошачьего племени. Ракета-носитель подняла мяукающую летчицу на высоту в 160 километров. Из 15 минут полета более пяти минут кошка находилась в состоянии невесомости. Приземление прошло успешно, кошка была невредимой. Фелисетт стала национальной героиней. Через 6 дней ученые попытались повторить успех, но запуск прошел неудачно. Фелисетт же стала единственной кошкой, побывавшей в космосе. Так высоко ни до, ни после, не забирался никто из ее хвостатых сородичей.

Коты в космосе. Кто такая?

Про возможность запустить в космический полет кошку писал в своих трудах еще Циолковский. Особое значение он придавал веселому нраву этих животных и отсутствию у них пессимизма. Также в пользу пушистых космонавток говорит множество достоинств: небольшой вес и размеры, а также малое употребление корма и воды. А об их живучести (7 жизнях) есть даже поговорка. Но попыток отправить в космос именно кошку первым исследователям Вселенной так и не было предпринято.

Лишь в 1963 году появился французский проект по запуску в космос пушистой красавицы. Для реализации своего проекта французские ученые отловили на Парижских улицах котов-бродяг и создали из них отряд космонавтов. Кошек готовили к космическим полетам довольно серьезно.

У котов очень хорошо развит вестибулярный аппарат, поэтому их часто используют в нейрофизических опытах. Пушистые питомцы не любят долго находиться в неподвижности, поэтому в отряд космонавтов подбирались более спокойные экземпляры. Из многочисленного количества отловленных животных было поначалу отобрано четырнадцать особей.

Для кошек были придуманы специальные контейнеры, имеющие такую форму, что животные в них находились в естественной своей позе – лежа. В контейнере пушистых космонавтов пристегивали и приучали спокойно сидеть часами, с каждым разом увеличивая длительность пребывания в нем.

Кроме этого, котов подвергали и другим различным испытаниям: их тренировали на центрифуге и барокамере. После нескольких недель тренировок из всего отряда кошачьих был выбран один кот по кличке Феликс. В один день он стал знаменит на весь мир. Его транслировали по телевизору, о нем говорили в новостях по разным СМИ. Были отпечатаны марки с портретом Феликса. В редакции приходили письма от школьников, интересующихся здоровьем кота-космонавта.

Почтовый конверт с Феликсом

Полет ракеты был назначен на 18 октября 1963 года. Накануне запуска, кот-Феликс, прошедший всю подготовку и тренировки, пропал из комнаты, где содержались космонавты. Кота искали повсюду, но поиски не увенчались успехом. Надвигался грандиозный скандал, ведь полет ожидал весь мир.

Чтобы не откладывать запуск корабля была поймана первая попавшаяся на аэродроме кошка. Ее окрестили Фелисетта, а газеты назвали «астрокошкой». Кошку, не прошедшую никакой специальной подготовки, поместили в капсулу и запустили в космос на космическом корабле «Вероника – 47».

11185

36

Кот космонавт. Первая кошка в космосе

Интерес человечества к космосу огромен. Наблюдения, научные исследования практические эксперименты. Потребовалось много лет, прежде чем в космос полетел человек.

Первыми покорителями космоса были крохотные плодовые мушки. В 1947году американцы на немецкой трофейной ракете подняли дроздофилл на 109 километров над Землей.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеЧтобы доказать, что пребывание на орбите не несет серьезной опасности для здоровья человека, в космос отправляли животных. Ученым важно было понять, какое влияние оказывает на живой организм отсутствие гравитации.
Исследователи справедливо считали, что все живые организмы имеют сходные механизмы выживания в неблагоприятных условиях. Ученые наблюдали за поведением четвероногих космонавтов, приборы фиксировали жизненные показатели. Анализ полученных данных позволил внести изменения в конструкцию летательных аппаратов, усовершенствовать технологию их работы.
Именно животные были первооткрывателями космоса, они проложили человеку дорогу на Луну и другие планеты. Белка и Стрелка, симпатичные самоотверженные собаки, побывали на орбите до полета Юрия Гагарина, предшественниками первого экипажа американских астронавтов были обезьяны.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКот Феликс в специальном контейнере для суборбитального полета. На второй фотографии: капитан медицинской службы Жине и лаборант-специалист Фонданиче работают с кошкой в лаборатории18 октября 1963 года французские ученые из Национального центра космических исследований разработали масштабную программу по изучению космических просторов, однако она не предусматривает отправку космонавтов на собственных ракетах. Французы проводили исследования поведения животных в условиях отсутствии гравитации. Они же первыми запустили в космос кошку.
Для участия в космическом эксперименте ученые подготавливали четырнадцать кошек. Этих бездомных животных специально поймали на парижских улицах. Породистые кошки имеют более низкую приспособляемость к неблагоприятным условиям и для участи в эксперименте не годились.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКошки-космонавты в научных контейнерах. Тренировки перед полетомИсследователи разработали специальные контейнеры, в которых животные должны были находиться во время тренировок, создали уникальную программу их подготовки к полету. Программа включала испытания в барокамере и на центрифуге. При обсуждении кандидатуры четвероного исследователя, ученые выбрали котенка по кличке Феликс.
Информация прошла по телевидению, началась рекламная кампания. Мордочка симпатичного покорителя космоса украшала почтовые марки, открытки, плакаты. Старт космического корабля был намечен на октябрь 1963 года.
Однако озорному котенку не суждено было стать национальным героем. В день старта ракеты ученые не смогли отыскать Феликса. Он бесследно пропал. Вероятно, кот решил порвать с авиацией и сбежать из научного центра. Отложить старт и остановить эксперимент не представлялось возможным, и в космос полетела другая кошка. Ей дали кличку, созвучную с кличкой неудавшегося героя: Феллисет. Эта кошка не успела пройти даже начальную подготовку. Она и стала первой и на сегодняшний день единственной кошкой, побывавшей в космосе.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКошка в специальном контейнере для суборбитального полетаКот космонавт. Первая кошка в космосеКошка в специальном контейнере для суборбитального полета24 октября 1963 года отважную исследовательницу поместили в капсулу и запустили в космос на ракете, работающей на жидком топливе. «Вероника – 47» подняла Фелисетт на 200 километров над Землей. Полет продолжался всего 15 минут, причем 302 секунды кошка находилась в невесомости. При входе в атмосферу капсула подверглась действию турбулентности и перегрузок, доходящих до 4g. Спасатели быстро нашли капсулу, отделившуюся от ракеты. В ней находилась громко мяукающая Фелисетт. В ходе эксперимента животное не пострадало, показания приборов засвидетельствовали хорошее самочувствие «астрокошки».
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКот Феликс и запуск ракеты Veronique с космодрома Hammaguir в СахареПосле возвращения из пятнадцатиминутного полета Фелисетт стала национальной героиней. Ее фотографии были опубликованы в прессе, репортаж с места приземлении капсулы показало телевидение. Французы считают, что кошка внесла весомый вклад в космические исследования.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКосмическая капсула с первой кошкой, которая побывала в космосеК сожалению, о дальнейшей судьбе «астрокошки» известно мало. Некоторые источники утверждают, что Фелисетт повторила судьбу Феликса. После космического полета, который ей не слишком понравился, кошка сбежала. Ей надоели обследования ученых, она пренебрегла славой первой космонавтки и выбрала свободу. Скептики утверждают, что знаменитую кошку могли усыпить ученые.
Кот космонавт. Первая кошка в космосеКоманда ученых и специалистов. Снимок был сделан сразу после приземления кошкиПубликации в прессе об удачном космическом полете сопровождались фотографиями знаменитой кошки, на которых она окружена датчиками, электродами и проводами, окутывающими её голову и тела. Снимки вызвали бурю протеста у экологов, борющихся против жестокого обращения с животными.
В настоящее время ученые считают, что для выяснения влияния, которое оказывает космос на живой организм, совсем не обязательно проводить испытания на домашних животных. Человек может осваивать космос самостоятельно, доказательством служит увеличивающаяся продолжительность космических полетов. Однако на космических станциях вместе с экипажем часто находятся животные. Это могут быть мыши, морские свинки, тритоны лягушки, улитки. Они становятся полноправными участниками экспериментов по изучению космоса. Известный историк Роберт Перлман предполагает, что в будущем домашние питомцы могут полететь в космос вместе со своими хозяевами, которые отправятся в туристическую поездку на соседнюю планету.
Некоторые авторы считают, что эпизод с космическим полетом Фелисетт незаслуженно занимает столь незначительное место в общей истории освоении космоса. Возможно потому, что у французов не было необходимости самостоятельно создавать уникальные корабли, французские космонавты совершали полеты на российских или американских ракетах. Но забывать об «астрокошке» нельзя. Это домашнее животное достигло высот, покорить которые большинство людей никогда не сможет.