Известный эллинист прошлого века Ф. Ф. Зелинский считал филологию "Наукой, Имеющей Своим Содержанием Изучение Творений Человеческого Духа": мы должны, по его мнению, текст "понять, и притом понять всесторонне, так чтобы в нём не осталось ни одной невыясненной стороны". Анологичные доводы выдвинул один из зачинателей современного языкознания и. а. Бодуэн де куртенэ: филология "является своего рода энциклопедией, в которой найдётся место и для истории общих понятий, т. е
. истории философии; и для истории литературного творчества и умственного движения, т. е. истории литературы; и для истории общества и политико - социальной борьбы, т. е. так называемой всеобщей истории; и для истории правовой организации, для истории обычного права и законодательства; и для истории обычаев и нравов, т. е. этнологии; и для истории поверий, т. е. мифологии; и для истории языка и грамматики в широком смысле этого слова, т. е. языкознания. Будучи слепком с разных наук, филология соединяется в одно целое единством изучаемого предмета, т. е единством народа, духовная и общественная жизнь которого поставляет ей материал.