Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Збручский идол.

22.03.2016 в 22:29

Збручский идол.

Славянские идолы - каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов древней Руси. До сегодняшних днейидолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными
Збручский идол. . Использование дерева а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева - идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.
Почти все известные сохранившиеся до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса, рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти идолы были созданы в VI - V вв. До н. э. праславянами - земледельцами, которые вели тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами.

Збручский идол. Разумеется, невозможно точно назвать имена богов, которых изображали эти идолы, но можно почти наверняка утверждать, что один из них, был земледельческий бог урожая и изобилия (рог символизирует обилие и благополучие), богатства и власти (гривны на шее носили вожди племён), наконец, это - бог - воин, возможно, бог грозы. Итак, праславянские боги совмещали в себе черты, со временем развившиеся в образах дажьбога, Ярилы и перуна.

Збручский идол. Издревле местом общенародных молений с использованием идолов были горы с безлесной вершиной. Главное святилище древней Руси находилось на лысой горе близь Киева.

Збручский идол. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище - место, где стоял капь - идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады - священные костры. Второй вал внешней границей святилища был. Пространство между двумя валами носило название требище - там "Потребляли", т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди как бы сотрапезниками богов становились. Пир по усопшему мог проходить и под открытым небом, и в особых специально возводимых зданиях, стоящих на том же требище, - хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров.

Археологические данные об идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, Находки идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.

Один из самых известных каменных идолов был обнаружен в реке Збруч (левый приток Днестра) в 1848 г., и датируется X - XI вв. Предположительное место его первоначального расположения - на городище-"святилище" богит (у г. гусятин, тернопольская обл. Тем более, что большая часть Находок на мысу, где располагалось святилище, интерпретируется археологами как остатки человеческих жертвоприношений идолам.

Четырехгранный столб из серого известняка, высотой 2, 67 м, увенчан изображением четырехликого и четырехтелого "Божества" под одной шапкой, придающей идолу в целом фаллическую форму. На одной стороне женский персонаж (с подчеркнутой грудью) держит в руке кольцо (браслет), на другой - питьевой рог, на третьей - мужской персонаж с саблей у пояса (оружие, не характерное для древних славян) и изображение коня, на четвертой - антропоморфный персонаж, лишенный специальных атрибутов. Средний фриз изображает хоровод из двух женских и двух мужских фигур, держащихся за руки; нижний фриз несет изображения трех фигур, поддерживающих руками верхние ярусы; свободная от изображений сторона нижнего фриза интерпретируется как часть, к которой примыкал жертвенник.

Аналогии збручскому идолу известны в малой скульптуре почти всех славянских регионов: четырехгранный деревянный стержень с четырьмя ликами (конец IX в. ) был также обнаружен в Волине (поморье, Польша), роговое острие, увенчанное четырьмя головками, - в преславе (Болгария) и др.

Характерный признак высших богов языческого пантеона - многоглавость - позволяет сопоставить збручский идол и его аналоги с балтийско-славянским четырехглавым свентовитом; фаллическая форма характерна для идолов - воплощений связи между землей и небом; четыре лика связаны с четырьмя сторонами света, три фриза збручского идола - с членением вселенной на небо, землю и преисподнюю.

Можно говорить о том, что збручский идол способен охарактеризовать весь славянский пантеон: четыре божества верхнего фриза включают мужские, женские персонажи (ср. Перуна и мокошь, окаймляющих список богов Владимирова пантеона, специальную связь мокоши с влагой и питьевой рог в руке женской ипостаси); один из персонажей - конник с саблей: ср. Предположения о "Степном" - иранском происхождении хорса и семаргла, включенных в пантеон Владимира. Соответственно хоровод среднего фриза относится к земному миру, внизу изображены хтонические существа преисподней.

Другая серия изображений, сопоставляемых с богами, - трехголовые идолы: каменная скульптура из вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, - в свендборге (Дания, X в., - датские Находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (балтийский регион, поморье) увязываются с культом триглава.

Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI - XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, ной - Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1, 78 м) с изображением глаз ) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т. п. (ср с близнецы, глаза); другая скульптура (1, 57 м) - женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались по сооружении открытого раскопками святилища в грос радене (IX в., мекленбург, Германия), в частности в качестве двух главных опор кровли.

Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X - XIV вв. ), Соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов.

В период христианизации государственные и церковные власти в первую очередь уничтожили идолов и святилища. Уничтожение принимало форму поругания ложных (бесовских) святынь: ср. Низвержение перуна и др. Кумиров в Киеве (988 г. ), волочение его идола, привязанного к хвосту коня, с холма, причем 12 мужей били его "Жезлами"; сброшенного в Днепр перуна провожали до порогов - за пределы русской земли ("повесть временных лет". Сходным образом был срублен и сброшен в Волхов идол перуна в Новгороде: ср. Обычай "Пускать по Воде" и ритуальное уничтожение обрядовых чучел типа Костромы и т. п. славянскому идолу свентовита по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросили в огонь. В. я. Петрухин.

Збручский идол это.

Збручский идол.

Збру́чский и́дол  — славянский каменный идол, найденный у села Гусятин, ныне Тернопольская область, Украина, в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола — приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.

Збручский идол хранится в Краковском археологическом музее. В Москве, Киеве, Гродно, Варшаве, Вильнюсе, Одессе и Тернополе имеются копии идола в натуральную величину.

Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.

На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.

Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него.

Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод.

Збручский идол рыбаков.

Схема рельефов, украшающих каждую сторону статуи. Ryc. Ratomir Wilkowski, broszura programowa Rodzimego Kościoła Polskiego z 2013 r.

Збру́чский и́дол  — славянский каменный, найденный у села(ныне,) в реке(приток) в. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола — приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования. По данным археологических раскопок, идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.

История находки

С 1815 г.являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей. Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением.

Жарким августом 1848 г. падение уровняобнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича — мандатария (урядника), находившегося в 5 км от села, владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский. Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (что вполне понятно, ибо место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, так как находилось на границах сёли Ракового). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам — не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.

Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а изприбыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно — бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому.

Описание идола

Верхняя часть идола оформлена в виде округлойс меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.

На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.

Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины изображены: первый — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде (кругом с шестью лучами внутри него).

Средний ярус схож с верхним; однако, его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу: под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, образуя.

Культовый смысл идола по Б. А. Рыбакову

Збручский идол рыбаков.

Стороны идола

Женская фигура с рогом идентифицируется учёными как, богиня плодородия, а фигура с кольцом — как, богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны, богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как, бог солнца, либо как, бог плодородия и солнечного света. Скорее всего, здесь изображён именно, для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога. Мужское божество, держащее на себе Землю, может быть сопоставлено с.

Однако стоит заметить:первым предположил в, что Хорс — не имя отдельного божества, а эпитет Даждьбога. В дальнейшем этот вывод подтвердился ещё и тем фактом, что Хорс —слово, обозначающее солнце, и могло быть воспринятово время ассимиляции ираноязычного населения. В описании Владимирова капища в Киеве в «Повести временных лет», между словами «Хорс» и «Даждьбог» отсутствует союз «и». Это может означать, что Хорс-Даждьбог — это одно божество (его имя можно трактовать как «солнце-Даждьбог»). Тем самым противоречие в трактовке солнечной фигуры Збручского идола снимается.

Версия позднейшего происхождения

Сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко опубликовали в 2011 году статью, в которой аргументируют версию позднейшего (начало XIX века) происхождения скульптуры как «исторической фантазии» польского поэта-романтика, усадьба которого располагалась неподалёку от места находки. Г. Леньчик вслед за Р. Козловскимсчитал, что изначально идол стоял под крышей языческого храма или под кроной большого дерева, что предохраняло его от осадков и объясняет малое количество высолов. Затем изваяние было снято и зарыто в землю на берегу реки. Незадолго до 1848 года берег реки подмыло и изваяние оказалось в воде.

    Описание збручский идол. Збручский идол

    Описание збручский идол. Збручский идол

    Схема рельефов, украшающих каждую сторону статуи. Ryc. Ratomir Wilkowski, broszura programowa Rodzimego Kościoła Polskiego z 2013 r.

    Збру́чский и́дол  — славянский каменный идол , найденный у села Гусятин (ныне Тернопольская область , Украина ) в реке Збруч (приток Днестра ) в 1848 году . Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола — приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра . По данным археологических раскопок, идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.

    История находки

    С 1815 г. Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей. Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением.

    Жарким августом 1848 г. падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича — мандатария (урядника), находившегося в 5 км от села Лычковцы , владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский. Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (что вполне понятно, ибо место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, так как находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута ). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам — не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.

    Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно — бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому.

    Описание идола

    Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.

    На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.

    Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины изображены: первый — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде (кругом с шестью лучами внутри него).

    Средний ярус схож с верхним; однако, его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу: под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, образуя хоровод .

    Культовый смысл идола по Б. А. Рыбакову

    Описание збручский идол. Збручский идол

    Стороны идола

    Женская фигура с рогом идентифицируется учёными как Макошь , богиня плодородия, а фигура с кольцом — как Лада , богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны Перуну , богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как Хорс , бог солнца, либо как Дажьбог , бог плодородия и солнечного света. Скорее всего, здесь изображён именно Дажьбог , для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога. Мужское божество, держащее на себе Землю, может быть сопоставлено с Велесом (Волосом) .

    Однако стоит заметить: О. М. Бодянский первым предположил в 1846 году , что Хорс — не имя отдельного божества, а эпитет Даждьбога. В дальнейшем этот вывод подтвердился ещё и тем фактом, что Хорс — иранское слово, обозначающее солнце, и могло быть воспринято восточными славянами во время ассимиляции ираноязычного населения. В описании Владимирова капища в Киеве в «Повести временных лет», между словами «Хорс» и «Даждьбог» отсутствует союз «и». Это может означать, что Хорс-Даждьбог — это одно божество (его имя можно трактовать как «солнце-Даждьбог»). Тем самым противоречие в трактовке солнечной фигуры Збручского идола снимается.

    .

    Збручский культовый центр

    Збручский культовый центр  — археологический комплекс IX—XIII веков, расположенный на правом берегу рекивУкраины, на территории.

    На территории комплекса располагалось несколько, посёлки и могильник. Центр являлся одним из последнихсвятилищ в. Судя по данным раскопок, именно на территории збручского культового центра был установлен ранее найденный неподалёку.

    Храмовый центр на Збруче по размерам, планировке и находкам вполне сопоставим сна острове Рюген,в Силезии, святилищами вПольши (, Гродова Гора, Дембно, Добжешуво).

    Комплекс обнаружен в 1984 году Прикарпатской экспедицией Института археологии АН СССР.

    Историк Максим Жих связывает рассказ аль-Масуди о славянских языческих храмах с крупным языческим славянским религиозным центром с городищами-святилищами Богит, Звенигород и Говда, который существовал в Прикарпатье.

    История

    Збручский культовый центр возник в густых лесах на берегу Збруча в конце Х — начале XI вв, в периоднаселения Киевской Руси. Не исключено, что сюда стекались как верующие в языческих богов люди, так и жрецы из разрушаемых святилищ. Вещи, найденные на территории жертвенных комплексов, происходят из разных местностей Южной Руси, что свидетельствует о том, что центр был весьма значимым и известным местом поклонения языческим богам. На территории центра найдены небольшие кельи-жилища, предназначенные для постоянного проживания служителей культа — жрецов.

    Збручский культовый центр прекратил существование приблизительно в XIII веке. Не исключено, что причиной этому послужило, хотядобровольно перешли на сторону татар. При этом каменные идолы, находившиеся в святилищах, были спрятаны от захватчиков в реке.

    По другой версии культовый центр был разрушен в рамках борьбы с язычеством, а идолы были сброшены в реку (так поступили с идолами в 988 году при разрушении киевского святилища). Ещё по одной версии центр был разрушен во время покорения.

    Состав культового центра

    Збручский центр имел сложную структуру и состоял из трёх городков-святилищ на правом берегу(,,) и, возможно, одного святилища на левом берегу (Иванковцы, урочище Замчище).

    Также рядом с ними располагались не менее десяти посёлков и могильник.

    Керносовский идол

    Керносовский идол  — каменное изваяние эпохи энеолита , III тыс. до н. э., связанное с ямной археологической культурой .

    Артефакт найден в 1973 году у села Керносовки Новомосковского района Днепропетровской области . Хранится в Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. И. Яворницкого . Экспонат ДИМ-А-9039.

    • лицо: глубоко посаженные глаза, нос, подбородок; изображены усы с опущенными вниз концами.
    • оружие: лук со стрелой, булава ;
    • орудия: топоры, мотыга , ложка для разлива металла, литейная форма.
    • животные — бык, две лошади, черепахи.
    • другие: в центре стелы — человек с хвостом преследует двух животных, на боковой грани — фаллическая сцена — мужчина (с хвостом) и женщина в момент коитуса.
    • орнаментальные рисунки: ряды треугольников, зигзагообразные линии.

    На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.

    Керносовский идол

    Рисунки на идоле спереди

    Рисунки на идоле сзади

    Керносовский идол

    Современная копия Керносовского идола в этнографическом музее

      • Размеры: 120x36х24 см
      • Вес: 238,5 кг
      • Материал: Песчаник
      • Натальевская стела
      • Збручский идол
      • Шигирский идол
      • Этокский памятник
      • Каменная баба