Я думаю, что мораль возникла раньше религии и что наблюдения за приматами могут многое рассказать о ее происхождении.
Вопреки распространенному взгляду на природу как на пространство звериной жестокости и арену кровавых пиршеств, исследователи утверждают, что животные не лишены качеств, достойных нашего морального одобрения; лично меня это наталкивает на мысль о том, что мораль - вовсе не изобретение человечества.
Так, например, обезьяны капуцины готовы добиваться благ для других; в этом несложно убедиться, если посадить двух обезьян рядом и устроить с одной из них обмен разноцветными фишками. Фишки одного цвета приносят вознаграждение только обезьяне - участнице "Торгов", фишки другого цвета - обеим обезьянам. Очень скоро обезьяны начинают выказывать явное предпочтение "Общественным" фишкам, дарующим поощрение обеим.
Млекопитающие вообще чувствительны к эмоциям друг друга и всегда реагируют на тех сородичей, кто нуждается в поддержке. Именно поэтому человек так часто приводит в свой дом пушистых плотоядных, а не, скажем, игуан или черепах; млекопитающие могут предложить хозяину то, что не в состоянии дать ни одна рептилия. Они дарят привязанность и нуждаются в ответных чувствах, они отзываются на наше настроение так же, как мы отзываемся на их эмоции.
- Франс де вааль, "истоки морали. В поисках человеческого у приматов".