Виракоча - белый бог индейцев.
Ezomir.
Таким образом, если кратко, то по одному из мифов кечуа виракоча считался первопредком, праотцом всех людей и творцом мира. Согласно варианту космогонического мифа, виракоча создал в озере Титикака солнце, луну и звёзды.
Затем он с помощью двух младших виракоч сделал из камня человеческие фигуры и по их подобию создал людей, назначив каждому племени свою область.
Виракоча и его помощники прошли по всей стране, вызывая людей из-под земли, из рек, озёр, пещер. Заселив людьми землю, виракоча уплыл на Запад.
Тема белых богов американских индейцев волновала ученых с тех самых пор, как они познакомились со священными книгами разных народов нового света, где в разных выражениях четко формулировалась роль неких носителей культуры и знаний, пришедших в новый свет "Из-за Моря".
На Западе темой увлекся Грэм хэнкок. Вот основные выводы ученого и писателя из книги "Следы Богов":
- к моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась вдоль тихоокеанского побережья и по высокогорьям Кордильер от нынешней северной границы Эквадора по всей территории перу и достигала на юге реки мауле в центральном Чили.
Удаленные уголки этой империи соединялись протяженной и разветвленной сетью дорог, к ним относились, например, две параллельные магистрали "Север - юг", одна из которых тянулась на 3600 км вдоль побережья, а другая, такой же длины, через Анды. Обе эти великие магистрали были вымощены и соединялись большим количеством поперечных дорог.
Любопытной чертой их инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были продуктом развитого, дисциплинированного и амбициозного общества.
Столицей империи был город Куско, чье название на местном языке кечуа означает "пуп Земли". Согласно легенде, его основали манко - капак и мама - окло, двое детей солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу солнца Инги, наиболее почитаемым божеством был виракоча, чьи тезки считались авторами рисунков Наска, а само его имя означает "Морская Пена".
Ни один историк, однако, не в состоянии сказать, сколь древним был культ этого божества к тому моменту, когда испанцы положили ему конец. Такое впечатление, что он существовал всегда; во всяком случае, задолго до того, как инки включили его в свой пантеон и построили посвященный ему величественный храм в Куско, существовали свидетельства, что великому богу виракоче поклонялись все цивилизации в долгой истории перу.
В начале XVI в., до того как испанцы серьезно взялись за уничтожение перуанской культуры, в святейшем храме кориканча стояло изображение виракочи. Согласно тексту того времени, "Анонимному Описанию Древних Обычаев Туземцев Перу", мраморная статуя божества "прической, телосложением, чертами лица, одеждой и сандалиями больше всего напоминала святого апостола Варфоломея - так, - как его традиционно изображали художники".
По другим описаниям виракоча внешне напоминал святого фому. Следовательно, он мог быть кем угодно, только не американским индейцем, поскольку у них сравнительно темная кожа и редкая растительность на лице. Густая борода и светлая кожа виракочи скорее наводят на мысль о его неамериканском происхождении.
Кто же послужил прообразом виракочи? Через многие предания народов андского региона проходит таинственная фигура светлокожего бородатого "Старца". И хотя в разных местах его знали под разными именами, везде в нем можно узнать одного человека - тики виракочу, морскую пену, знатока науки и чародея, обладателя страшного оружия, который пришел в беспокойные, еще допотопные времена, чтобы навести в мире порядок:
"Внезапно явился, придя с юга, белый человек высокого роста и властного поведения. Он обладал такой великой силой, что превратил холмы в долины, а долины - в высокие холмы, заставлял потоки течь из скал. Испанский летописец, записавший эту легенду, объясняет, что слышал ее от индейцев, с которыми он путешествовал в Андах:
"Они слышали ее oт своих отцов, которые, в свою очередь, узнали о ней из песен, пришедших из глубокой древности. Они говорят, что этот человек проследовал по горам на север, совершая по пути чудеса, и что они больше никогда его не видели.
Говорят, что во многих местах он учил людей, как жить, при этом разговаривал с ними с большой любовью и добротой, побуждая их быть хорошими и не причинять вреда или ущерба друг другу, но любить друг друга и проявлять милость ко всем. В большинстве мест его называли тики виракоча. Еще его называли кон - тики, тунупа, таапак, Тупака, илла. Он был ученым, непревзойденным архитектором, скульптором и инженером.
"На крутых склонах ущелий он устраивал террасы и поля, и поддерживающие их стены. Он также оросительные каналы создавал. И ходил в разных направлениях, творя много разного".
В своем "Своде Преданий Инков" испанский летописец XVI в. Хуан де бетансос утверждает, например, что, согласно индейцам, "виракоча был высоким бородачом, одетым в длинную белую рубаху до полу, перепоясанную на талии".
- утверждают, что виракоча положил начало золотому веку, о котором последующие поколения вспоминали с ностальгией, - продолжает Г. хэнкок. - причем все легенды сходятся на том, что он проводил свою цивилизаторскую работу с великой добротой и, по возможности, избегал применения силы: доброжелательные поучения и личный пример - вот основные методы, которыми он пользовался, чтобы вооружить людей техникой и познаниями, необходимыми для культурной и производительной жизни.
Особенно ему ставили в заслугу, что он внедрил в перу медицину, металлургию, земледелие, животноводство, письмо (позднее, по словам инков, забытое) и понимание сложных основ техники и строительства.
На меня сразу произвело впечатление высокое качество каменной кладки инков в Куско. Однако по мере того как я продолжал свои исследования в этом старом городе, я с удивлением понял, что далеко не всегда так называемая кладка инков выполнена именно ими. Они действительно были мастерами обработки камня, и многие памятники Куско, несомненно, их рук дело.
Однако, похоже, что часть замечательных построек, приписываемых по традиции инкам, могла быть воздвигнута более ранними цивилизациями, есть основания считать, что инки часто выступали в роли реставраторов, а не первостроителей.
Что касается высокоразвитой системы дорог, соединяющих отдаленные части империи инков, то они, как известно, являлись параллельными магистралями, идущими с севера на юг, одна - параллельно побережью, другая - через Анды: всего свыше 20 тыс. Км дорог с покрытием.
Но дело в том, что не сами инки строили их, они только ремонтировали покрытия, поддерживая их в надлежащем виде. И никто до сих пор не смог надежно датировать возраст этих удивительных дорог, не говоря уже об авторстве.
Говорят, что то были какие-то рыжеволосые люди из двух родов, верные воины ( "Уаминка") и "сияющие" ("айуайпанти".
Нам ничего не остается, как обратиться к преданиям, сохраненным хронистом Хосе де акостой в его "Естественной и Нравственной Истории Индейцев":
"Они много упоминают потоп, который случился в их стране. Индейцы говорят, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто виракоча, который сначала поселился в тиауанако, где по сей день можно видеть развалины древних и очень странных строений, а оттуда перебрался в Куско, с чего и началось преумножение рода человеческого. "Великий бог - создатель виракоча решил создать мир, где мог бы жить человек. Сначала он землю и небо сотворил. Затем взялся за людей, для чего вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хорошо, но через некоторое время гиганты передрались и отказались работать. Виракоча решил, что должен их уничтожить. Одних он вновь в камень обратил. Остальных он в великом потопе погубил".
Весьма похоже на откровения ветхого завета. Так, в шестой главе библии (бытие) описано, как еврейский бог, недовольный своим творением, решил его уничтожить. И интригующе звучит здесь фраза: "в те времена на земле жили гиганты. " Могла ли быть какая-нибудь связь между гигантами, которых еще предстоит открыть в библейских песках ближнего Востока, и великанами из легенд доколумбовых индейцев?
- и вот перед нами труд гарсильясо де ла Веги, сына испанского аристократа и женщины из семьи правителя инков, "Истории Государства Инков", - продолжает свой рассказ хэнкок. - его считали одним из самых надежных летописцев и хранителем преданий народа, к которому принадлежала его мать.
Он трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что верили глубоко и убежденно:
"После того, как потоп отступил, в стране тиауанако появился некий человек. Этим человеком был виракоча. Завернутый в плащ, сильный, благородной наружности, он шествовал с неприступной уверенностью в себе по самым опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с небес. Индейцам казалось, что он появлялся из ниоткуда.
В истории о виракоче просматриваются любопытные параллели с мифом о перипетиях осириса, древнеегипетского бога смерти и воскрешения. Наиболее полно этот миф изложен у Плутарха, который рассказывает, что эта загадочная личность принесла своему народу дары цивилизации, обучила его многим полезным ремеслам, покончила с людоедством и человеческими жертвоприношениями и даровала людям первый свод законов.
Несмотря на значительные расхождения между преданиями, египетский осирис и южноамериканский тунупа - виракоча имеют, как ни странно, следующие общие черты: оба были великими просветителями; против обоих был организован заговор; оба были сражены заговорщиками; оба были упрятаны в некое вместилище или сосуд; обоих бросили в воду; оба поплыли по реке; оба в конце концов достигли моря ( "Морская Пена". Не говорит ли это - в который раз! - о едином допотопном мире, для которого Атлантика не являлась непреодолимым препятствием и в котором социальные, экономические и этнокультурные связи осуществлялись гораздо более интенсивно, чем мы можем себе представить? И виракоча был одним из посланцев и тружеников этого мира, безвозвратно ушедшего, но оставившего загадочные следы.