Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

В христианских символах отголосок языческих верований.

29.04.2016 в 01:28

Ezomir.

Языческие символы затерялись во тьме времен, и в итоге сегодня крайне трудно понять, из каких глубин, из каких древних представлений взялись некоторые образы, например, в христианстве.

"Спаситель" по имени Александр.
В христианских символах отголосок языческих верований.
Драконов и василисков можно найти отнюдь не только в сказках давно забытых времен. Александр, к примеру, македонский - чье имя в переводе значит "Защитник" - согласно истории, добивался, чтобы его признали богом, за три с лишним века до рождества христова. Однако древнерусские строители XII века изобразили его на стенах дмитриевского собора во Владимире! Там на барельефе грифоны Александра на небо возносят.
Загадку представляет собой святой Христофор ( "Несущий Христа". В западной традиции его изображали с человеческой головой, а в восточной - с головой пса. В Xvii - Xviii веках иконы и фрески с псеглавцем в России уничтожали как "Противные Естеству, Истории и Самой Истине", и в то же время делали новые, иногда с лошадиной головой. Теперь неизвестно, сколько изображений было всего и как давно они появились.
Есть мнение, что существо с собачьей головой и человеческим телом относится к той изобразительной "Линии", которая началась от египетского сфинкса, существа со звериным телом и человеческой головой, и анубиса, бога мертвых - его изображали в виде человека с собачьей головой. Кстати, коптской православной церкви (Египет) известны святые - псеглавцы ахракс и аугани.
Дщери иерусалимские.
В X - Xiii веках всю Европу охватил культ черной мадонны. Появилось огромное количество ее изображений: лицо черное, руки черные, младенец тоже черный. В те времена были построены сотни соборов и громадных аббатств, но в своем большинстве они были посвящены богородице, в том числе черной.
Святилища ее строил орден тамплиеров, получивший в 1139 году от папы Иннокентия II право ставить собственные церкви. Интересно, что, как правило, в руке у младенца на иконах и статуях - что-то вроде шкатулки. Можно предположить, что это изображение ковчега завета, ведь тамплиеры искали на Востоке именно его. Правда, иногда младенец или сама мадонна держит в руке шар.
За первые сто лет, с 1170 по 1270-й появилось около 80 крупных соборов и до полутысячи церквей в честь черной мадонны. Есть мнения, что самые почитаемые ее изображения тамплиеры привезли из Византии во время крестовых походов. Но откуда они взялись в Византии, данных нет. В поисках истоков культа указывают на древний Рим: там были храмы в честь исиды, чудом зачавшей младенца гора. Есть сходства и с другими богинями, например кельтскими. Но исида и те богини не были черными! И перенять черную даму у евреев христиане не могли, так как у евреев мужской бог. В том случае, если европейские христиане в XI веке скопировали статуи христиан черной Африки, то, спрашивается, каких? Православные эфиопы не имели таких статуй. Впрочем, и так понятно, что богородица не имела отношения к черной расе.
В песне песней Соломона есть стих: "дщери иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры кидарские, как завесы соломоновы", и т. д. но и это явно не о мадонне. Возможно, в черноте богини отразились следы древнего европейского культа матушки - земли, но как это проверить?
Между тем, в X - Xiii веках черную мадонну буквально поднимали на знамя - несли ее изображение на своих флагах - рыцари трех орденов: бенедиктинского, цистерцианского и тамплиерского. Бернард клервоский, один из самых активных деятелей цистерцианского ордена, посвятил свою жизнь поклонению черной мадонне. В храмах тамплиеров она на самом почетном месте стояла. Жанна д'Арк молилась черной мадонне о победе, и мать Жанны молилась ей за свою дочь, когда та попала в плен.
В XVI веке Игнатий де Лойола, решив организовать орден иезуитов, отдал свой меч черной мадонне из монсеррата в Испании. Кстати, монсерратская дева - и поныне объект паломничества бездетных женщин со всего мира. Считается, что если прикоснуться к ней и подумать о ребенке, он вскоре действительно будет зачат.
В Польше один из почитаемых образов - черная "Матка Боска Ченстоховска"; в Италии - черная мадонна лоретская; во Франции - "подземная богородица" шартрского собора близ Парижа, черная дева из лангедока, мадонна Ле - пюи - ан - веле и другие.
Черная мадонна кафедрального собора Нотр - дам - дю - пор в оверни - это копия, сделанная в Xvii столетии вместо уничтоженной древней византийской. Точно так же в шартрском соборе можно видеть копию скульптуры, сделанной, как полагают, еще до христианства. Дело в том, что в XV - Xvii веках протестанты и разного рода революционеры вели целую кампанию по уничтожению черных дев. Каменные статуи разбивали кувалдами; деревянные статуи и иконы рубили топорами и сжигали.
Позже стараниями иезуитов в Германии и Франции были сделаны сотни копий этих изделий. Большинство из них изготовлены по образу Лорет - ской статуи мадонны с младенцем, которых наподобие купола облегает золотая королевская мантия.
Сегодня во Франции известны 272 статуи черной девы, в Испании - 50, в Италии - 30, в Германии - 19; иконы и статуи в ее честь есть также в Мексике, Боливии, Эквадоре, Греции, Швейцарии, на кубе и в Бразилии.
В России лоретскую статую изображали на иконе "Прибавление ума". Первая такая икона хранилась в спасо-преображенском города Рыбинска, ныне она утрачена. Другая стоит в покровском храме города тутаева. В Москве подобная икона есть в тихвинской церкви вблизи метро "Вднх".
Брадатые богини.
В христианской иконографии Запада есть еще одна загадка: распятые девы, причем иногда девы с. бородой. Их имена в разных странах разные (вильгефортис, Либерата, куммернис, онтокоммена, ливраде, анкамбер), но часто звучит имя Юлия: святая Юлия корсиканская; святая Юлия карфагенская; святая Юлия из нонцы.
Иногда девушки одеты обычно, иногда на голове их корона. Бывает, возле распятой бородатой девы сидит некий трубадур, а с ее ноги спадает правая туфелька.
По одной из распространенных легенд, во II веке некая сильно уверовавшая во Христа дева дала обет безбрачия. Но ее языческий папаша желал выдать ее замуж (за принца, между прочим); дева молилась, чтобы брак не состоялся, и произошло чудо: у нее выросла борода. Тогда от нее отказался сам принц, а добрый папаша настолько взбесился, что велел распять свою дочь. Позже католики признали ее святой, покровительницей девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей.
Хорошая версия,, но она не объясняет многих других случаев! Например, в немецком варианте изображена распятая на кресте бородатая девушка в царской короне; у подножия креста лежит голова Адама; над распятием написано, что деву звать Inrj - Иисус назарянин царь иудейский. И над всем этим - два крупных светила вроде луны и солнца и стайка звезд.
Иногда странности сваливают на двойную ошибку: якобы некий итальянский художник изобразил на кресте Христа в длинной византийской одежде, а паломники приняли это за изображение девы. Тоже неплохо - но откуда тогда взялась бородатая святая Паула, которую пытали в Испании вместе с двумя сотнями других мучеников.
Таким образом, если же забраться в древность поглубже, то и там найдутся брадатые девы. На Кипре была статуя Афродиты с бородой и скипетром. Даже Аристофан однажды Афродиту как мужское божество упомянул. Венера появлялась то в мужском, то в женском обличье. То есть исток преданий о бородатых богинях может находиться далеко - далеко, в бесписьменном языческом прошлом.