В древности учились ради улучшения себя, ныне учатся, чтобы понравиться другим.
Конфуций ("Луньюй").
28 сентября 552/ 551 года до н. э. родился конфуций.
Конфуций (латинизированная форма кит. Кун фу - цзы - "Учитель Кун"; кун - цзы, кун Цю, кун чжунни (552/ 551, цзоу в царстве Лу (современный г. цюйфу провинции шаньдун) - 479 до н. э., там же) - первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н. э. династии инь
. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых - интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников. Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно - демократическом принципе равных возможностей - "Обучения вне Зависимости от Рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса". В 50 лет, "Познав Небесное Предопределение", конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н. э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.
Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко - дидактические и художественные произведения, прежде всего "Шу Цзин" и " Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированностъ. Творцами культуры конфуций считал "Святых - Совершенномудрых" (шэн) правителей полуреальной, полумифической "древности" (гу), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными - интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование - " жу " - стало обозначением конфуцианцев. При династии хань во 2 в. до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к "Совершенномудрым" правителям древности ("су ван" - "некоронованный царь" или "подлинный властелин".
Взгляды конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. До н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен "Лунь юй" ("суждения и беседы"), содержащем высказывания на разные темы самого конфуция, его учеников и их последователей. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в "Чжоу и", и первой летописи "чунь цю " ("весны и осени". Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно - натуралистическое "Безмолвное" небо (тянь. Ниспосылаемое им "Предопределение" (мин) может и должно быть познано человеком, который , внимание, только в таком случае способен стать "благородным мужем" (Цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно - моральные качества и право на высокий социальный статус. Антагонист "Благородного Мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой", а не "должной справедливостью" (и), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т. е. "Благодати/Добродетели" (дэ), свободный ("безорудийный" - бу ци) "благородный муж" господствует над зашоренным ("орудийным") "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения конфуция - человек, осмысляемый в единой социально - этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные проблемы ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть? "), и Религиозные ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям? "), и Гносеологические (Знание - это"знание людей". Человеческую "Природу" (син) конфуций, видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки". Поэтому для формирования личности необходимо "Преодоление Себя и Возвращение к Благопристойности (ли)", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь) в поднебесной. Благопристойность"("внешняя", ритуализованная этико - социальная норма) и "гуманность" ("внутренняя" морально - психологическая установка на "любовь к людям") составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории - "благодать/добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо), "верность" (чжун, см. Чжун шу) и др. Этика конфуция подчинена принципам "Срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн") и "взаимности" (шу - "золотое правило морали", см. Чжун шу. Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально - гносеологическую концепцию "Выправления Имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико - административного управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. Учение мин цзя. В целом социально-политическая доктрина конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико - ритуальной благопристойности и церемониальной музыки (юэ) - над любыми иными видами регуляции общественной жизни (административно-правовым, утилитарно - экономическим, естественно - природным), которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "Некоронованного Царя" и святого мудреца ("таинственного совершенномудрого" - сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании "критики линь бяо и конфуция", развернувшейся в КНР в 1960-е гг. однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан научно-исследовательский институт по изучению конфуция (кун - цзы яньцзюсо. С 1986 китайским фондом конфуция (чжунго кун - цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальный сборник "Исследования Конфуция" ("кун - цзы яньцзю", цзинань.