Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Технологии древнего Египта.

13.09.2016 в 03:53

Ezomir.
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период "Бронзовым Веком" и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы

. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства.
Технологии древнего Египта технологии древнего Египта.
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период "Бронзовым Веком" и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства.
В каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в саккаре, известной как пирамида фараона III династии джосера (2667-2648 до н. э. . исследователь египетских древностей у. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато гиза.
В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки - круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента.
Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (древнее царство, хранится в музее Петри.
Эти каменные сферы, чаши и вазы - не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов - от мягких, типа алебастра, до самых "Трудных" в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно с помощью примитивных инструментов и шлифовки обрабатывать. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта. Петри писал по этому поводу: "…токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах". На снимках вверху: сфера из гранита (саккара, III династия, каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, британский музей.
Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна - прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа Schist (близкого к кремнию) и - что самое необъяснимое - всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа - по сегодняшним Меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера. Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, "Полностью" пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа.
Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки - полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания - менее 3, 8 мм 2 - любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси. Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните - практически невозможно.
В каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5-7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру "Вазы". Это древний образец удивительного мастерства.
На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в саккаре (так называемой пирамиды джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она - первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности - уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато гиза. Многие из Находок саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории - от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым - виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти "Граффити" были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем. Так кто изготовил же их? И как? И где? И когда? И какие события происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старой из египетских пирамид?
На снимках - общий вид восточной стороны великой пирамиды в гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.
Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального "Рыскания" полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, "Примерочные" следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие "Примерочные" распилы - не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. Ниже.
Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. Выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти "Запилы" имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта "пилы" с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания "Пилы", которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно - возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, "Бугор", что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости "врезания" лезвия. Еще одна интересная деталь - использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, "высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0, 63 см) до 5 дюймов (12, 7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0, 8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см) ". Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. Ниже.
Щелкните на миниатюре для того, чтобы посмотреть увеличенное изображение.
Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный "Вращательный" рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной "цепочки" из отверстий. Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород - не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.
В большинстве гранитных дверных проемов в храме долины, расположенном около сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.
На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее - канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Толщина режущей кромки инструмента поражает. Невероятно, чтобы это была медь - при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в карнаке.
Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните - занятие весьма сложное. Трубчатое сверление - это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для "Навешивания Дверей", но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения. Могли ли древние египтяне самостоятельно возвести свои гигантские пирамиды и дворцы? Люди, которые лишь читали об этих сооружениях, полагают: да. А вот те, кто бродил, например, по долине гиза, сомневаются. И дело не в гигантских размерах построек, на которых трудились десятки тысяч рабов. Дело в неприметных иногда технологических нюансах. Которые необъяснимы.
Российский исследователь Андрей Скляров, который неоднократно бывал в Египте, утверждает, что большинство местных памятников истории создано представителями древнейшей земной працивилизации.
- Можно называть их атлантами, можно инопланетянами, можно как-то по - другому, но их следов их пребывания в Египте неимоверное количество. Даже странно, что египтологи раньше не обращали на это внимания. Хотя сейчас у меня создается впечатление, что современные египтяне о чем-то догадываются, но тщательно скрывают тайну.
Подтвердение тому - загадочный великий сфинкс. Классическая египтология утверждает, что он был построен во времена фараона Хеопса или его сына - примерно 2, 5 тысячи лет до нашей эры. Утверждение строится на основании лишь того, что по своим "Художественным Особенностям" его можно отнести к той эпохе. Но еще полтора столетия назад в гизе была найдена так называемая "Инвентарная Стела", на которой удалось прочесть, что Хеопс повелел только отремонтировать поврежденную статую. Отремонтировать, а не возвести!
Знаменитая "Инвентарная Стела".
С надписью о "Реставрации" сфинкса.
Когда эту запись прочли, стела была тут же упрятана в запасники каирского музея, хотя до этого она была выставлена на всеобщее обозрение, а вместо нее поставили другую. В ответ на расспросы о той стеле смотрители музея только недоуменно пожимают плечами.
Египтологи проводят время в спорах, как же рабочие ворочали многотонные каменные блоки, из которых сооружали пирамиды и храмы, строят версии, проводят эксперименты, - рассказывает Андрей Скляров. - Мы же пошли по другому пути: если имеются миллионы тонн камней, то надо разобраться, как их обрабатывали. Мы прошлись вдоль исторических памятников с одной целью: проанализировали методы и способы обработки материала, из которого они сооружены. Порой результаты удивительными оказывались!
На снимке вверху представлена плита из черного базальта. В ней виден след от дисковой пилы, которая, как известно, работает на гидравлическом, пневматическом или электрическом приводе. Но у египтян не было ни первого, ни второго, ни третьего. Заметно и то, что при распиловке следом шло шлифование. В случае если, как считается, строители работали ручными медными пилами, то остались бы заметные царапины, а их нет. Аналогичную шлифовку оставляют только современные пилы с алмазным напылением, движущиеся с огромной скоростью.
Это ворота храма в Карнаке. Хорошо виден пропил, сделанный чем-то вроде "Пилы - Болгарки". Видно, что пропил очень узкий и в конце уходит от вертикали - вильнула рука мастера с инструментом.
Это фрагмент обелиска в Карнаке. Лежит в 10 метрах от туристической тропы. На нем видны отверстия диаметром 1 см, а глубиной около 10 см. Их делали, чтобы крепить к камню какие-то декоративные элементы: золотые или медные. Их в граните сверлили так же легко, как мы сверлим дырки дрелью в мягком дереве. Какое же сверло у древних египтян могло входить в гранит, как в масло?
Это обелиск, лежащий около знаменитого жука-скарабея на берегу священного озера в карнаке. Видна декоративная полоска шириной ровно 3 мм и глубиной ровно 1 см. Как гвоздем процарапали. В граните? Ювелиры сегодня, пожалуй, могли бы это повторить, но , внимание, только с современными инструментами.
Артефакт из южной саккары, куда не пускают туристов. Очень показательный блок из черного базальта. Дальняя от нас часть торца у него отпилена: виден ровный след большой дисковой пилы.
Гранитные камни с идеальным сверлением. Внутри отверстия видны риски, идущие по спирали. Растояние между рисками - 1 миллиметр. Значит за один оборот сверло такое расстояние вглубь проходило! Но блок сделан из красного гранита - одной из самых твердых пород на земле. У нашей цивилизации и по сей день нет таких инструментов.
Ворота в закрытой части карнакского храма. На вехней гранитной плите сделано отверстие, как считается, для шарнира огромных ворот. Диаметр отверстия около 50 см. Скол камня позволяет рассмотреть его стенки - это идеальный цилиндр. Станки, способные вырезать такие отверстия, появились лишь 10 - 15 лет назад.
Асуанские каменоломни. Шурфы, уходящие на несколько метров вглубь. Диаметр чуть больше ширины тела человека. Как такие ямы долбить? Разве что головой вниз. И таких шурфов множество. По версии египтологов, они предназначены, чтобы смотреть, как идут трещины в основном массиве. Но это совершенно бессмысленное занятие, потому что направление трещин можно определить и с пооверхности. Есть другая гипотеза: строители попросту брали пробы гранита. Допустим, но тогда ими использовался некий инструмент, который позволял не тратить на эти пробы много времени. Похоже, что працивилизация в этом случае демонстрирует нам, что работали они с гранитом, как с пенопластом.