Тайны кносского дворца.
В конце третьего тысячелетия, примерно в XX веке до н. э., на средиземноморском острове Крит расцвела удивительная цивилизация, следы которой были явлены лишь на заре XX века н. э.
На Крите впервые в Европе появились города, строились дворцы, возникла письменность; критское государство содержало собственную регулярную армию (во дворце кносса была найдена фреска, на которой изображён отряд воинов - негров во главе с белым командиром (негры издавна населяли Крит.
Кносс, расположенный на северном побережье острова, стал самым могущественным городом, где были заложены первые камни легендарного лабиринта. Весь остров был покрыт сетью дорог, сходившихся к лабиринту. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надёжно оберегавший подступы к острову, - только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот безраздельно господствовал в средиземном море, подчиняя власти кносских царей многие земли.
Греческий историк фукидид писал о миносе: "Правители Земель, Покорённые им, по Первому Требованию его Поставляли Галерников для Критского Флота". Критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближённых фараона тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита - кефтиу - часто встречается в деловых египетских папирусах.
Казалось бы, ничто не могло поколебать могущество Крита. Но в конце, второго тысячелетия до новой эры происходит катастрофа - загадочная, до сих пор до конца не объяснённая. В развалины превращаются города кносс, фест, Агна - триада, палекастро, гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя миноса погибла.
В 1900 году на Крит прибыл сэр Артур Эванс, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. Одному из величайших археологов, всемирно известному учёному, почётному и действительному члену всевозможных академий и обществ, тогда было почти сорок лет, но он уже был маститым учёным, выпускником Оксфорда и знатоком древнеегипетской письменности.
В первый же день пребывания на острове Эванс посетил развалины кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс за лопату взялся.
Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания. И с того момента на протяжении более четверти века почти безвыездно он вёл раскопки кносса, ибо поверил - и заявил об этом публично, что открытое им здание - это развалины легендарного лабиринта! Того самого, в котором обитало чудовище - полубык, получеловек - минотавр, куда привела героя тесея дочь царя миноса Ариадна.
Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план "Дворца Миноса", составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация - столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой. Эванс её минойской назвал.
Дворец в кноссе был признан всеми археологами выдающимся памятником высокоразвитой минойской культуры, резиденцией легендарного царя миноса. Великолепные фрески на стенах этого дворца, комфортабельные помещения для купания, система канализации и многочисленные кладовые позволили утверждать, что дворец относится к "Золотой Минойской эре", что здесь, как в некоем античном Париже, когда-то безраздельно царствовали радость и беззаботность.
С этими идеями уже почти все свыклись, как вдруг немецкий профессор геологии штутгартского университета Ганс Георг вундерлих выступил с утверждением, что кносский дворец не знал праздничных дней, что он напротив был местом траура и печали. Он утверждает, что дворец был местом культа смерти. Здесь ' хранили останки умерших и приготавливали мумии.
Он считает, что так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, что большие раскрашенные глиняные сосуды были предназначены не для зерна и масла, как до сих пор считали, а являлись урнами и хранили в себе останки умерших, что углубления, похожие на ванны, которые можно встретить в так называемых "Кладовых", на самом деле являлись кюветами, в которых препарировали трупы, готовя их к мумификации.
Камнем преткновения, который заставил вундерлиха так решительно пересмотреть представления о кносском дворце, стал гипс, множество деталей кносской постройки, сделанных из гипса. Вундерлих, геолог, обнаружил, что в этом дворце лестницы так же, как и все полы ванных помещений, сделаны из гипса.
Глубоко озадаченный этим обстоятельством, он не мог сразу понять, почему минойцы, люди, по мнению археологов, высокоцивилизованные, использовали в строительстве дворца гипс - материал мягкий и легко разрушаемый водой? Почему они не применили вместо него мрамор или известняк?
Вундерлих стал исследовать дворец дальше и обнаружил много странных вещей. Почему, например, в кносском дворце не было ни одной кухни? Почему так называемые жилища царя миноса и его царицы находятся в тёмном подвале, вместо того, чтобы быть на верхнем этаже, полном света и воздуха? При дворце нет никаких конюшен и нет никаких построек, где должны были бы стоять колесницы.
Почему, наконец, эти огромные глиняные сосуды, якобы предназначенные для зерна и масла, так замурованы, что из них практически ничего нельзя достать?
Вундерлих выдвинул гипотезу: лестницы построены из мягкого податливого гипса потому, что строители не ожидали какого-либо оживлённого движения по ним. Огромные амфоры не служили хранилищами запасов, а в помещениях, находившихся в подвале, никто никогда не жил. Кухни, конюшни и дворы для колесниц здесь были не нужны, ибо дворец не предназначался для живых людей.
Кносский дворец был дворцом смерти, его помещения - это склепы, где сохранялись тела умерших минойцев. Дворец был разрушен грабителями могил.
Конечно, выводы вундерлиха вызвали возражения у большинства археологов и историков культуры, хотя кое-кто из них и прежде полагал, что некоторые помещения "Дворца Миноса" являлись темницами, а некоторые служили местом принесения в жертву священного быка, олицетворявшего собой. Самого зевса. Лишь в трудах выдающегося религиоведа Мирча Элиаде можно найти указания на правоту вундерлиха.
Элиаде находил много подтверждений тому, что на Крите, помимо культа быка, процветал культ смерти и верований, связанных с посмертной жизнью души. На Крите родился и умер зевс, в связи с чем критяне ежегодно становились участниками таинственной мистерии "Возрождения" бога.
Со всех уголков острова, где бы они ни жили, отправлялись люди по дорогам ко "Дворцу Миноса" в кносс, чтобы совершить необходимое жертвоприношение и принять участие в тайных и кровавых ритуалах.