Субгиганты планеты во вселенной уничтожают.

30.11.2015 в 11:54

( Астрономия@Science_Newworld).

Для тех, кто не знает: субгигант - это бывшая звезда главной последовательности, подобная солнцу или несколько более массивная, чем солнце, в ядре которой иссякло водородное топливо. Во время рождения и последующего сжатия протозвезда постепенно сжимается, и при массе около солнечной становится жёлтой звездой (то есть, жёлтым карликом главной последовательности
Субгиганты планеты во вселенной уничтожают.. До сжатия звезда имеет большие размеры и красный цвет (так называемый "Молодой Красный Гигант", в отличие от "старых красных гигантов"), но в ней ещё не протекают термоядерные реакции. После начала термоядерных реакций звезда стабильно светит от 10 миллионов лет для массивных звёзд с массой около 50 масс солнца (в нашей галактике такие звезды практически не встречаются, это же касается и других галактик, за исключением неправильных галактик), для малых звёзд с массой около 1 массы солнца этот период равен 10-11 миллиардов лет.

Группа американских ученых выяснила, что исчезновение крупных планет в окрестностях субгигантов связано с тем, что распухающее светило пожирает собственную планету. При резком увеличении объема звезды усиливается ее гравитационное воздействие на планетную систему. Увы, подобное может случиться и с планетой земля, когда солнце станет субгигантом.

В современных космических миссиях получено множество данных о звездах, подобных нашему солнцу. Планетные системы вокруг солнцеподобных звезд очень разнообразны, но весьма часты варианты с вращением горячих Юпитеров по очень - очень близким к звезде орбитам! Представьте себе: в непосредственной близости от звезды (ближе Меркурия в солнечной системе) вращается огромная раскаленная экзополанета.

Однако подобная конфигурация является редчайшим исключением в случаях звезд - субгигантов. Вблизи таких звезд практически не наблюдается горячих Юпитеров. Эти светила завершают свою звездную эволюцию, исчерпав запасы термоядерного топлива, и их объем возрастает до нескольких диаметров исходного типа нормальной желтой звезды. При этом в диаграмме герцшпрунга - рессела такие звезды постепенно сходят с главной последовательности, переходя на ветвь субгигантов. В своей звездной молодости данные объекты примерно в два раза массивнее солнца, и это обстоятельство могло иметь влияние на образование планет, сильно отличающееся от того, что наблюдается в солнечной системе. Что же наблюдается в космической реальности?

Но при подробном анализе среднего рассеивания для звезд - субгигантов с планетами было обнаружено, что расстояние между ними гораздо больше ожидаемого, и это означает только одно - эти объекты более старые, чем предполагалось ранее. Из этого можно предполагать, что в их звездной молодости масса была существенно меньшей, примерно равной массе нашего солнца. Кевин шлауфман, один из авторов работы, комментирует это следующим образом: "следовательно, мы смотрим на звезды того же типа, что ранее имели горячие Юпитеры в своих планетных системах, но потом их утратили - просто мы видим эти звезды в разные моменты их эволюции. Нечто истребило эти планеты, они исчезли".

Исследователи уверены, что исчезновение крупных планет в окрестности субгигантов связано с тем, что распухающая звезда, переходя в подобную категорию, пожирает собственную планету. При резком увеличении объема звезды усиливается гравитационное воздействие на планетную систему этого умирающего светила. Вероятно, что расположенные вблизи красных субгигантов горячие Юпитеры под действием гравитации переходили предел роша (под таковым подразумевают радиус круговой орбиты спутника, обращающегося вокруг небесного тела, на котором приливные силы, вызванные гравитацией центрального тела, равны силам самогравитации спутника), после чего их просто разрывало на куски.

Примерно через 6 миллиардов лет распухающее солнце превратится в красный субгигант. Огненный океан приблизится к орбите земли, испарит земные океаны, сожжет землю, расплавит земные породы, и земля растворится в солнечной плазме, пополнив массу солнца. Строя такой прогноз из наблюдений, астрофизики отнюдь не готовят человечеству печальный удел. Вполне вероятно, что за миллиарды лет ноосфера преобразуется столь радикально, что будет способна мигрировать во вселенной, осваивая новые миры.