"Статья образовательная и содержит только информационные материалы.
Мир психологии и психология в МИРЕ.
Мысль о том, что психология как сфера мыследеятельности должна не только изучать устройство человеческого бытия, но и - что не менее, а может и более важно - конструировать саму реальность человеческого бытия - в последние десятилетия приобретает все большую актуальность.
Особое значение эта мысль получает в контексте современной задачи построения гуманитарной психологии - "Психологии с Человеческим Лицом", - ориентированной на изучение переживаний, ценностей, смыслов, предельных целей и т. д. - высших форм психики - и их роли в организации способа существования человека.
В этом плане, значимой оказывается мысль, на каком фундаменте - фундаменте какой реальности, какого мировоззрения, какой картины мира - может быть построена такая психология.
Так, на смену классической, новоевропейской, построенной на персонификации ньютоновской механики картине мира, где объекты лишены, по мысли а. Ф. Лосева, "их Личностности", внешний мир превращен "в механизм", а бог - "в абстрактное понятие", предлагается радикально иная картина мира - религиозное миропонимание, представляющее искомое - "формы субстанциального утверждения личности как таковой в вечности" - "лик личности".
Вместе с тем, глубинный взгляд на происходящие в современной психологии рефлексивные процессы позволяет утверждать, что выдвижение религиозной реальности как фундамента, на котором может и должна быть построена человекоориентированная психология, есть только первый шаг в общем движении по осмыслению устройства бытия - и не только человеческого (в узком смысле.
Вслед за извлечением из религиозного пространства "Лика Личности" как особого, присущего лишь человеческому существу способа существования, его осмыслением в психотехническом плане как системы психотехнических действий и, наконец, построением на этой основе психологии личностного бытия, настанет черед вопросов: "а что же находится за границами человеческого способа существования? Что значит существовать в мире в качестве биологического носителя генома человека, но не являть собой человеческий образ в мир? Как возможно быть в мире не - человеком и каковы вообще вероятные организации не - человеческого бытия? В таком плане встанет вопрос о поиске соответствующих не - человеческих реальностей, где принципиально человеческий образ оказывается напрочь стерт, а вместо него всей системой (или, может быть, хаосом) психики управляет "Бесконечно Светлый Мрак", и актуальными станут совсем иные картины мира - работающие с "не - человеческим образом".
Среди таких картин - а к ним можно отнести множество самых различных миров, созданных поэтами и художниками авангарда первой половины XX в. - мне хотелось бы выделить картину мира абсурда, рисуемую в произведениях Д. хармса.
Хотя сама реальность, в которой живут герои рассказов и стихов Д. хармса, ещё недостаточно реконструирована, уже имеющиеся на сегодняшний день философские, лингвистические и филологические работы позволяют говорить о ней как об особом пространстве, выступающем переходной границей феномена человека: здесь сам человеческий лик предстает как нечто неоднозначное, вероятностное, готовое обратиться в химеру в любой момент.
Можно предположить, что дальнейшая реконструкция абсурдной реальности, созданной Д. хармсом, и её выдвижение в качестве фундамента для построения психологии позволит узнать в ней то исходное, "до - Человеческое" пространство, в которое попадает человек, приходя в мир и ещё не являясь в нем человеком; пространство, ни на секунду не оставляющее человека и во всякий момент предоставляющее "шанс" обратиться в ничто; то самое пространство, создающее основу для случайных мыслей и немотивированных поступков.
В заключение хочу представить рассказ Д. хармса под названием "Мыр", где точно изображена упомянутая стертость человеческого лика".