Советская мультипликация: Анатолий Петров.
Эстетический шок.
Мультфильмы для детей и взрослых.
"Он Нарушает Законы Мультипликации" - говорили раньше. "Он Опередил Свое Время", - говорят сейчас. Анатолий Алексеевич Петров - культовый советский режиссер мультпликационного кино, один из главных экспериментаторов советской анимации.
"Анатолий Петров … Виртуозное Мастерство"одушевления", глубокое понимание динамической структуры эпизода, оригинальность в подходе к тематическому материалу вскоре сделали его одной из видных фигур среди режиссеров студии". С. в. асенин.
Фильмы Анатолия Петрова выбиваются из восприятия старых - добрых советских мультиков и оставляют противоречивые впечатления. Связано это с особенностями стиля Петрова, главной "Фишкой" которого был гиперреализм. Почти с самого начала режиссерской карьеры его мультфильмы похожи на игровое кино. Особенно это касается персонажей, которые прорисовывались настолько реалистично, что их трудно отличить от живых актеров.
"Он Имел Особый дар в Одушевлении Персонажей", - так писали про Петрова. Когда смотришь его мультфильмы, возникает ощущение, что на экране - игровое кино, только очень яркое и цветастое. Анатолий Петров привнес в рисованную анимацию эффект 3D - задолго до распространения компьютерной графики. Как он это делал - рассказать сложно: описания анимационных техник (например, "Нанесение на Целлулоид Световых Бликов и Оттенков") будут понятны только специалистам. Очевидно, что из без того сложная, кропотливая работа аниматора в случае с Анатолием Петровым представляла собой мегатитанический труд. Каждый фильм - подвиг. А действительно, есть ли смысл в таких подвигах, если имя Анатолия Петрова и его работы сейчас известны лишь немногим любителям анимации?
Особое внимание Петров уделял человеческим персонажам и тщательно прорисовывал мимику и движения. В своей статье режиссер писал: "Рисованный Фильм Должен Привлекать к Созданию Образа не Только Сюжетную и Изобразительную Характеристику Персонажа, но и его Пластическую Характеристику, его Движение" (из сборника с. в. асенина "мудрость вымысла".
Но вернемся в начало пути. Анатолий Петров с первой режиссерской работой начал удивлять всех стилистическими экспериментами. "Учитель Пения" (1968) - абсурдная зарисовка, выполненная в необычном стиле карандашного рисунка.
Затем произошло важное событие в советской анимации, в котором поучаствовал Анатолий Петров - создание альманаха "Веселая Карусель". Этот проект стал своеобразным полигоном, на котором молодые аниматоры могли "Обкатывать" необычные анимационные техники. Для "Веселой Карусели" Петров сделал 5 коротких мультиков - все они имеют свой собственный стиль. В случае если не знать имя их создателя, сложно предположить, что это один и тот же человек. В визуальном плане из этого периода выделяются следующие работы:
Рассеянный Джованни (1969) по сказке Джанни родари.
Голубой метеорит (1971) по стихотворению романа Сефа.
Особенно впечатляют футуристические сцены в м/ф "Чудо" (1973) по стихотворению романа Сефа.
В этих мультфильмах есть один относительный недостаток - визуальная часть подавляет содержание. Во всех этих работах идея очень простая, понятная любому ребенку. Кроме того, учитывая малый хронометраж, логично, что аниматор сполна воспользовался возможностью поэкспериментировать со стилями и выбрать из них основной. Творческие поиски продолжались примерно до середины 70-х. следующие мультфильмы Петрова - "И Мама Меня Простит" (1975) и "полигон" (1977) - уже демонстрируют во всей красе фирменный гиперреалистичный стиль Анатолия Петрова.
Лишь в том случае, если "И Мама Меня Простит" все-таки больше напоминает мультик, то самый известный мультфильм Петрова "полигон" - это нечто странное. Представьте, что какой-нибудь режиссер решил сделать игровое кино - но не снять его на кинокамеру, как все нормальные режиссеры, а нарисовать. Что и сделал Анатолий петров. В персонажах легко узнаются звезды мирового кино.
Древнегреческие мифы.
Но на этом Анатолий Алексеевич не остановился. Одержимый идеей совершить революцию в мультипликации, режиссер берется за цикл фильмов по древнегреческим мифам. Более пяти лет шла работа над "Гераклом у Адмета" (1986. То, что получилось у Петрова, поражает сверхвыразительностью персонажей, реалистичностью окружающей природы и эффектом объемности как в игровом кино. Надо не забывать, что все это делалось без компьютерной графики, которая значительно упростила бы создание подобной анимации.
Анатолий петров не случайно обращается к античной культуре. Пять последних фильмов Петрова - это по сути синтез трех видов искусства: античного изобразительного искусства, кино и анимации. Просмотр древнегреческих мультфильмов Петрова эстетический шок вызывает. "Геракл у Адмета" - первый в цикле - впечатляет реалистичностью движений и мимики персонажей (например, в финальной сцене танца Геракла), следующие четыре шокируют реалистичным эротизмом. Эти четыре фильм можно назвать тетралогией о похождениях бога любви Эрота (он же амур. Режиссер переносит из древнегреческих произведений искусства обнаженные тела, показывает с их участием откровенные эпизоды из мифов. Ни в коем случае нельзя назвать эти фильмы пошлыми или развратными, так как в первоисточниках все так и было. Мультипликатор лишь усилил выразительность древних образов с помощью своих уникальных анимационных наработок. (По материалам "Мастера Короткометражной Анимации", выпуск номер 35).
Мультфильмы анатолия Петрова.
Чудо (1973).
Полигон (1977).
И мама меня простит (1975).
Голубой метеорит (1971) учитель пения (1968) светлячок (1978) Геракл у адмета (1986) рождение Эрота (1989) Дафна (1990) полифем, акид и Галатея (1995).