Соседка млечного пути - образец чистоты и порядка.

28.01.2016 в 11:53

( Астрономия@Science_Newworld).

Многие галактики запылены так, что не продохнуть. Но есть и такие, в которых видны лишь случайные темные полосы непрозрачной космической сажи, вьющиеся среди газа и звезд
Соседка млечного пути - образец чистоты и порядка.. А вот объект на этом новом снимке, полученном с камерой Omegacam на широкоугольном обзорном телескопе ESO VST (VLT Survey Telescope) в Чили, необычный - маленькая галактика IC 1613 оказалась просто идеальной чистюлей! В IC 1613 очень мало пыли, что позволяет астрономам исследовать ее состав во всех подробностях. И дело тут вовсе не во внешнем виде - необычная чистота этой галактики дает нечто принципиально важное для понимания законов вселенной.

IC 1613 - карликовая галактика в созвездии кита (Cetus. Детальное изображение этого объекта получено с телескопом VST 1.

Немецкий астроном Макс Вольф (Max Wolf) открыл эту галактику в 1906 г. в виде слабой туманности, а в 1928 г. его соотечественник Вальтер бааде (Walter Baade), используя мощный 2. 5-метровый телескоп обсерватории маунт Вильсон в Калифорнии, разложил ее на индивидуальные звезды. Астрономы сделали вывод, что IC 1613 расположена довольно близко от млечного пути - , внимание, только в ближайших к нам галактиках можно выделить изображения индивидуальных звезд.

Дальнейшие исследования подтвердили, что IC 1613 входит в местную группу - скопление более 50-ти галактик, в которое входит и наша галактика млечный путь. Оказалось, что расстояние до IC 1613 составляет немногим более 2. 3 миллионов световых лет. Такое небольшое расстояние позволило астрономам детально изучить этот объект - он оказался неправильной карликовой галактикой, не имеющей многих структурных деталей, свойственных другим небольшим галактикам, например, звездного диска.

Однако, IC 1613 компенсирует свои структурные недостатки удивительным качеством - почти полным отсутствием пыли. Расстояние до IC 1613 определено с очень высокой точностью, в частности, благодаря тому, что на луче зрения земного наблюдателя, как внутри исследуемой галактики, так и в пространстве между ней и млечным путем, содержится исключительно мало пыли 2.

Есть и другая причина, по которой расстояние до IC 1613 удалось определить с высокой точностью: в этой галактике много переменных звезд типа цефеид и RR лиры 3 . и те, и другие ритмично пульсируют, периодически изменяя свои размеры и яркость (Eso1311.

Как хорошо известно из повседневной жизни, светящиеся объекты, например, электрические лампочки или свечи, выглядят тем менее яркими, чем они дальше от нас. Этот простой житейский факт лежит в основе определения расстояний до объектов во вселенной по их яркости. Дело только в том, что для этого необходимо знать истинную яркость объекта - его светимость.

Цефеиды и переменные звезды типа RR лиры имеют замечательное свойство: период, за который они меняют свою яркость, жестко связан с их истинной светимостью. Поэтому, измеряя интервал времени, за который такая звезда совершает полный цикл изменения своего блеска, астрономы могут вычислить ее светимость. Затем они сравнивают эту величину с наблюдаемой яркостью звезды и отсюда получают расстояние, на котором звезда с известной светимостью будет иметь такую видимую яркость.

В астрономии звезды, истинная светимость которых известна, получили название "Стандартные Свечи". Такие объекты служат как бы маяками, позволяющими определять расстояние до них.

Используя стандартные свечи - это могут быть как переменные звезды тех же типов, что и в IC 1613, так и менее часто встречающиеся сверхновые типа Ia, видимые на значительно больших расстояниях - астрономы выстраивают шкалу космических расстояний, продлевая ее все дальше и дальше вглубь вселенной.

Вот так несколько десятков лет назад IC 1613 помогла астрономам использовать звездную переменность для определения расстояний до близких галактик, что в конечном счете позволило количественно описать процесс расширения вселенной. Не так уж мало для бесформенной карликовой галактики!

Примечания.
1 Omegacam - камера с 32 CCD - матрицами общей площадью 256 миллионов пикселей, смонтированная на 2. 6-метровом широкоугольном обзорном телескопе VLT Survey Telescope в обсерватории параналь в Чили. Здесь можно найти другие изображения, полученные с Omegacam.

2 космическая пыль состоит из различных тяжелых элементов, таких, как углерод или железо, а также из молекулярных зерен. Пыль не только загораживает свет звезд и других светящихся тел, но и рассеивает свет тем сильнее, чем он голубее. В результате объекты выглядят более красными, чем в действительности. Это покраснение можно, конечно, учесть в процессе исследований, но все-таки, чем оно меньше, тем выше точность наблюдений.

3 если не считать магеллановых облаков, IC 1613 - единственная неправильная галактика местной группы, в которой выявлены переменные звезды типа RR.