Сфинкс: загадочное существо, связующее множество культур и эпох.
Сфинкс - одно из самых загадочных и удивительных существ в мифологии разных народов. Имя этого существа происходит от греческого слова "Сфиггеин", что означает "связывать" или "сжимать". Греческий сфинкс, изображавшийся с львиным телом и головой женщины, был известен как удушитель. Однако, несмотря на греческое происхождение имени, корни сфинкса следует искать в древнем Египте
. Большой сфинкс из гизы, который представлял собой бескрылое чудовище с львиным телом и мужской головой, является древнейшим из дошедших до нас изображений сфинкса. Из Египта миф о сфинксе распространился в ассирию, Грецию и далее по всей западной Европе.
Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве ассирийской и древнегреческой цивилизаций. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. Сфинкс шлем афины в Парфеноне украшает. За свою пятитысячелетнюю историю сфинкс почти утратил свою божественную сущность и стал ассоциироваться с различными животными: бараном, быком, соколом, орлом, гарпиями, сиренами и другими.
Уже в древние времена не существовало единого представления о сфинксе. В Египте он представлял собой бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим. Египетские сфинксы можно разделить на три типа: андросфинкс - лев с человеческой головой или лицом, криосфинкс - лев с головой барана и иеракосфинкс - лев с головой ястреба. В древней месопотамии сфинкс мог быть как мужским, так и женским, а также крылатым или бескрылым существом. Женские сфинксы часто в искусстве финикии и Сирии встречаются. В древней Греции сфинкс обычно изображался с женским лицом и грудью, крыльями орла и телом Льва. Изображения лежащего сфинкса у греков редко встречались.
Несмотря на все вариации, образ сфинкса оставался довольно стабильным. Это можно объяснить тем, что самым впечатляющим и выразительным изображением сфинкса является большой сфинкс из гизы, который сохраняет свое значение в изобразительном искусстве и по сей день.
Параллельно с художественным развитием литературный образ сфинкса также развивался. Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе "Энума Элиш" 2-го тысячелетия до н. э. в этом мифе рассказывается о тиамат - матери природы и Алсу - отце жизни, которые порождают младших богов. Однако, Алсу замышляет уничтожить младших богов, и они, узнав о его намерениях, убивают его прежде, чем он сможет осуществить свой план. В отместку тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ - мстителей: гадюку, дракона, сфинкса, Льва, бешеную собаку и человека - скорпиона.
Таким образом, шумерская история происхождения сфинкса сильно отличается от египетской. В то время как в Египте сфинкс почитался как божественный символ власти фараонов, в "Энума Элиш" он представлен как воплощение зла и мщения. Возможно, такая разница в трактовке обусловлена тем, что литературные образы вымышленных существ часто отличаются от их художественного воплощения. Кроме того, следует учесть, что "Энума Элиш" и большой сфинкс из гизы были почти современниками.
Сфинкс - это существо, которое связывает множество культур и эпох. Он является символом загадки и тайны, который продолжает вдохновлять художников и писателей по всему миру. Его образ воплощает мощь и величие, а также вызывает интерес к древним цивилизациям и их мифологии.