Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Проблема рациональности и практического разума, то есть рациональности в действии, остается одной из ключевых для западноевропейской философии.

23.01.2017 в 10:28

Джон сёрль (р. 1932), видный американский языковед и философ, в своей новой работе формулирует шесть постулатов так называемой "Классической Модели Рациональности" и приводит аргументы, доказывающие их несостоятельность. Затем он собственную теорию рациональности в действии представляет.
Проблема рациональности и практического разума, то есть рациональности в действии, остается одной из ключевых для западноевропейской философии.


Сёрль полагает, что лишь иррациональные действия обусловлены убеждениями и желаниями; к таким действиям относятся, к примеру, поступки человека, находящегося во власти навязчивой идеи или неодолимой зависимости. В большинстве же случаев нашей рациональной деятельности налицо разрыв между мотивирующим желанием и реальным принятием решений. Этому разрыву мы наличием у нас "Свободой Воли обязаны". Согласно представлениям сёрля, всякая рациональная деятельность предполагает наличие свободы воли, поскольку рациональность возможна лишь там, где действующее лицо может из ряда вариантов поведения, как рациональных, так и иррациональных, выбирать один.
В отличие от большинства философских трудов в книге "Рациональность в Действии" автор применяет предлагаемые им концепции к ситуациям повседневной жизни. Так, он доказывает, вопреки многим философским теориям, что слабость воли - это весьма распространенное явление. Кроме того, он раскрывает абсурдность утверждения о том, что рациональное принятие решений всегда основывается на стройном наборе желаний. Зачастую, полагает сёрль, принятие рациональных решений сводится к выбору между противоречащими друг другу желаниями. По мнению автора, человека отличает от животных способность к действиям, рационально мотивированным независимыми от желания основаниями. Распространяя теорию рациональности на "Личность" (Self) и критикуя выдвинутую Д. юмом концепцию личности, Д. сёрль раскрывает, каким образом рациональное волеизъявление связано с понятием "неустранимой", то есть неюмовскоq личности. Ученый также создает концепцию взаимосвязи свободы воли с деятельностью человеческого мозга. Автор: сёрль Джон Роджерс.