Получено доказательство существования стратосферы у экзопланеты Wasp-121b.

04.08.2017 в 00:29

Ученые обнаружили доказательства наличия стратосферы на планете за пределами солнечной системы, то есть слоя атмосферы, в котором температура возрастает с большими высотами.
"Результат интересен, поскольку показывает, что общая черта большинства атмосфер в солнечной системе - теплая стратосфера - может быть найдена в атмосфере экзопланет
Получено доказательство существования стратосферы у экзопланеты Wasp-121b.. Теперь мы можем сравнивать процессы в атмосфере экзопланет с теми, которые происходят в разных условиях в солнечной системе", - рассказывает Марк марли, соавтор исследования, основанном на работе исследовательского центра эймса Nasa.
Как сообщает журнал Nature, ученые использовали данные космического телескопа "Hubble" для изучения горячего Юпитера Wasp-121b с орбитальным периодом 1, 3 земных дня, расположенного в 900 световых годах от земли. Его масса в 1, 2 раза больше, чем у Юпитера, а радиус - примерно в 1, 9 раза. Верхняя часть атмосферы планеты раскаляется до 2500 градусов цельсия.
Предыдущие исследования обнаружили у Wasp-33b возможные признаки стратосферы. Новое исследование представляет собой лучшее доказательство за счет подписи молекул горячей воды, которые наблюдались впервые.
Для изучения стратосферы Wasp-121b ученые, используя возможности "Hubble" в спектроскопии, проанализировали, как различные молекулы в атмосфере реагируют на определенные длины волн света.

Звездный свет способен проникать глубоко в атмосферу планеты и повышать температуру газа, который затем излучает тепло в космос в форме инфракрасного излучения. Однако, если в верхней части атмосферы имеется более прохладный водяной пар, молекулы воды будут препятствовать тому, чтобы некоторые длины волн этого света выходили в космос. Но если молекулы воды в верхней части атмосферы имеют более высокую температуру, они будут светиться на тех же длинах волн.
Явление похоже на то, что происходит с фейерверками, которые получают свои цвета от химических веществ, излучающих свет. Когда металлические вещества нагреваются и испаряются, их электроны переходят в более высокие энергетические состояния. В зависимости от материала эти электроны будут излучать свет на определенных длинах волн, поскольку они теряют энергию: натрий образует оранжево-желтый цвет, а стронций, например, производит красный цвет. Молекулы воды в атмосфере Wasp-121b аналогичным образом выделяют излучение, когда они теряют энергию, но в виде инфракрасного света, невидимого для человека.

В планетах солнечной системы изменение температуры в стратосфере обычно составляет около 56 градусов цельсия. На Wasp-121b температура в стратосфере поднимается на 560 градусов цельсия. Ученые еще не знают, какие химические вещества вызывают повышение температуры в атмосфере Wasp-121b. Окись ванадия и оксид титана являются основными кандидатами, поскольку их обычно наблюдают у коричневых карликов. Ожидается, что такие соединения будут присутствовать только на самых раскаленных горячих Юпитерах, поскольку для поддержания их в газообразном состоянии необходимы высокие температуры.
"Эта Супер - Горячая Экзопланета Станет Эталоном для Наших Атмосферных Моделей и Наблюдательной Мишенью"James Webb", - заключила Ханна уэйкфорд, соавтор исследования из центра космических полетов Nasa им. Годдарда. Источник: in - Space. ru астрономия@Science_Newworld.