Полтергейсты на Руси. Ezomir.
Генезис "Русских Полтергейстов" во мгле веков теряется. Интересно отметить, что феномен детально описывается во многих русских народных сказках.
Выдающийся русский фольклорист Александр Афанасьев, живший в прошлом веке, писал: "про домового рассказывают на Руси, что он иногда дозволяет себе проказы без всякой видимой причины, естественно вследствие своего шаловливого нрава. Но в таком случае достаточно его "Оговорить" - и все пойдет хорошо.
Так, в одном доме, - продолжает а. Афанасьев, - он бил кошек, бросал в них чем попадя. Раз ухватил он кошку и швырнул ее наземь, а баба тем часом и оговорила: "зачем бросаешь? Разве это хозяйское отношение? Нам без кошки прожить нельзя". С той поры домовой перестал трогать кошек".
Другой знаменитый фольклорист и этнограф XIX века Сергей Максимов в книге "Нечистая, Неведомая и Крестная Сила" описывает, в частности, рецидив полтергейста, имевший место в одном деревенском доме в вятской области в середине прошлого века. Хозяева дома "как ни сядут за стол. Начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дома".
Комментируя эти события, с. Максимов пишет:
"Точно так же нельзя было жить в одной избе в скопинском уезде рязанской области по той причине, что как только сядет семья за стол, так и летят чашки с печи или с полатей лапти. В Петербурге на нашей памяти на Фонтанке, близ Калинина моста, существовал беспокойный дом. Лет десять - пятнадцать назад на такой же дом на литейной (в том же городе) указывали все газеты, и толпы любопытных собирались к нему в таком множестве, что вмешалась полиция".
Очевидцами проделок невидимки стали столь многочисленные группы свидетелей, что для наведения общественного порядка, заметьте, пришлось пригласить городовых.
В другой своей книге - "Крылатые Слова" - с. Максимов рассказывает: в 1666 году демон - невидимка объявился в Москве в богадельне на кулишках, что размещалась близ ивановского монастыря. Сохранились летописные источники, повествующие об этом факте.
"В женской богадельне, - пишет с. Максимов, - появился демон и никому не давал покоя ни днем, ни ночью: стаскивал с лавок, с постелей, по углам кричал и стучал, говоря (обратите внимание, полтергейст обретает голос) всякие нелепости. На борьбу с ним вышел старец Илларион из города Суздаля и начал одолевать его обычным способом молитвы.
Но лишь начнет вечернее чтение, бес с полатей кричит: "не ты ли, калугере, пришел выгонять меня? "Начнет Старец Ночью Читать Молитвы на Изгнание Беса, а Черт Кричит ему:"еще ты в потемках расплакался! "И Крепко Застучит на Полатях, и Устрашает:"я к тебе иду, к тебе иду".
Но Илларион был столь незлобив, что вскоре даже сам враг похвалил его: "Хорошо Этот Монах Перед Богом Живет" - и в заключение неравной борьбы принужден был сознаться, что его зовут Игнатием, что он был "телесен и княжеского рода", но что мамка послала его к черту, что из богадельни он выйти не может, так как не по своей воле пришел сюда. Несмотря на это свое заявление, полтергейст через несколько дней вдруг прекратил свое переругивание с Илларионом и куда-то из богадельни сгинул. Все стихло.
Современный русский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с "Невидимой Нечистой Силой".
Он включил их в книгу, изданную уже после его смерти в 1987 году. Она "Мифологические Рассказы Русского Населения Восточной Сибири называется".
Приведу лишь некоторые из этих сообщений.
Вспоминает Федосья Обухова из села кантил: "напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет - кто-то юбку тянет, тянет с нее. Вдруг стали из-за печи раздаваться скрипы. Как трахнет - старику, мужу хозяйки, кирпичом по голове попало".
А вот сообщение жителя села газамурский завод Виктора Кузнецова: "ночью закроешься одеялом - оно у тебя спадает, одеяло. Ты пойдешь за ним - оно будет летать! "Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду. Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ собрался в избе. А акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейсты) пустили с печки в попа скалкой.
Поп перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали - все кубарем с него и покатились". Так свидетельствует очевидица события Елена Кудрявцева из села ломы.