Польская экспериментальная анимация.
Польская анимационная школа давно получила международное признание, как одна из наиболее ярких и интересных в истории кинематографа. Польша всегда гордилась разнообразием своих анимационных работ и многогранностью творческого поиска своих режиссеров. Начало расцвета самобытной польской анимации пришлось на 1960-е годы. Тогда в стране появилось множество интересных художников, работающих в этом жанре. Одной из интересных особенностей стало то, что в отличие от многих социалистических стран, делавших акцент на фильмах для детей, поляки сразу очень мощно заявили о себе именно во взрослой анимации. Как и во многих других странах, в Польше развивалось карикатурное направление, однако наряду с ним возникала очень неординарная сюрреалистическая, экспериментальная анимация.
Родоначальником этого направления стал великолепный график Ян леница со своим грандиозным сюрреалистическим кафкианским "Лабиринтом" - мрачным по идее и прекрасным по графике.
Впоследствии поляки изображали множество загадочных пространств - то это вселенная, заполненная ступеньками, то некий таинственный механизм, который в цикличном движении порождает войну, или пустынный, отрезанный от мира готический ресторан, где подают удивительное рыбное блюдо, за которое не жалко отдать жизнь … и многое, многое другое, что и не снилось нашим мудрецам.
Принято считать, что для анимации проще иметь дело с ирреальным - со сказочными сюжетами, снами и гротескными комедиями. Однако в последние годы во всем мире модным стало иное - более реалистичное направление, связанное с попытками анимационных режиссеров рассуждать об обычной жизни с ее обычными проблемами. И в этом направлении Польша оказалась буквально впереди планеты всей, поскольку уже многие годы польские режиссёры снимают фильмы о повседневной жизни, которая рассматривается через увеличительное стекло ярких анимационных метафор.
Среди них фильм современного классика Петра думалы - "Кроткая" по Достоевскому, созданный в его уникальной манере резьбы по гипсу. Думала переносил на экран повесть Достоевского, используя придуманную им технику процарапывания изображений на черных гипсоплитах. Одиннадцатиминутный мультфильм - это одна из самых совершенных экранизаций прозы русского писателя. Мрачное повествование о страсти у думалы приобретало не только необыкновенную пластическую форму, но и психологическую достоверность. Все это благодаря кропотливой работе режиссера, который в анимации использовал средства киноязыка - оперирование близкими планами и внутрикадровый монтаж.
Еще один фильм думалы "Чёрная Шапочка" - уморительно смешная черная пародия на "красную шапочку", снятая режиссером для взрослых в стилистике корявого детского рисунка. Короткометражная зарисовка целомудренностью не отличается, скорее наоборот: его "Чёрная Шапочка" - это сюрреалистичный коктейль из убийств и секса, приправленный абсурдистким юмором и соответствующей манерой изображения.
Другая страшноватая сатира - сделанный в коллажной манере фильм "Банкет" Зофьи орачевской, где еда пожирает собравшихся вокруг стола людей. Мультфильм - метафора об обществе потребления. На банкет приходят гости, жаждущие наброситься на приготовленные угощения, однако их ждет жутковатый "сюрприз"… мультфильм Зофьи орачевской получил награды на фестивалях в Мельбурне и Чикаго.
Среди знаменитых лент здесь есть социально - философская притча Мирослава кийовича "Клетки", в середине 60-х взявшая гран-при аннеси. Тут и мрачная, мощная работа Рышарда чекалы "Перекличка" с впечатляющей графикой (эта лента так же в свое время получила гран-при фестиваля в аннеси, и вторая короткометражка чекалы - "сын". "Сын" - один из красивейших польских анимационных фильмов. Миниатюра чекалы, выполненная в технике вырезной анимации, повествует о мужчине, который едет навестить родителей в деревне. Режиссерские размышления о тоске и любви без взаимности.
Посмотрите и эффектный трехмерный "Кафедральный Собор" Томаша багиньского, в 2002 году номинированного на оскар. Фильм - рассказ о жизни как о перемещении по лабиринту лестниц, где герой, взобравшись на вершину, сам превращается в ступень. Один из самых интересных польских анимационных фильмов своей эпохи. Любопытно увидеть, как сегодня отзывается в фильме багиньского жесткая социальная притча "Лестница", снятая Стефаном шабенбеком в 1968-м году, о человеке, мучительно стремящемся к вершине лестницы:
В экспериментальной форме каждодневная жизнь с её обычаями рассматривается и в фильме гран - звезды ежи кучи "Настройка Инструментов". И, конечно же, к этому большому направлению анимации можно отнести один из самых известных польских фильмов - "Танго" Збигнева рыбчиньского. Метафорическое повествование о человеческой жизни и мимолетности всего сущего на примере замкнутого пространства одной комнаты. В 1983 году рыбчинский получил за "Танго" премию "оскар" в категории "лучшая анимационная короткометражная лента". Это рассказ о театре общественных ролей, в котором люди превращаются в актеров и играют готовые сцены, а также о памяти места, которое становится свидетелем их жизни.
Фильмы:
1. лабиринт (1961) Ян леница.
2. банкет (1976) Зофья орачевска.
3. кроткая (по мотивам рассказа Фёдора Достоевского) (1985) Пётр думала.
4. настройка инструментов (2000) ежи Куця.
5. танго (1980) Збигнев рыбчиньски.
6. сын (1970) Рышард чекала.
7. перекличка (1970) Рышард чекала 8. клетки (1966) Мирослав кийович 9. черная шапочка (1983) Петр думала 10. Кафедральный собор (2002) Томек багиньски.