Полкан бог. Полкан - языческий полубог на стенах храмов.
- Полкан бог. Полкан - языческий полубог на стенах храмов.
- Полкан Богатырь рассказ.
- Полкан Богатырь игрушка. Полкан (фольклор)
- Полкан бог. КИТОВРАС — это славянский кентавр
- Бог Полкан у славян. Полкан
- Полкан бог чего. Полкан — славянский кентавр (6 фото)
- Полкан Богатырь. Полкан (фольклор)
- Славянский бог Полкан. Полкан - славянский кентавр
Полкан бог. Полкан - языческий полубог на стенах храмов.
Полкан (пол коня) или китоврас - это существо с телом до пояса человеческим, а ниже пояса с лошадиным телом.
Полкана крылатого называли китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса. Такой кентавр обычно изображался в короне (Новгород 1336 г. . полкан нередко изображался в виде получеловека - полупса с дубиной
. В колдовских стихах полкан - спаситель Солнцевой девы от змея. Раньше славяне считали его полу - богом и приписывали этому существу неимоверную силу и необыкновенную прыткость бега. Считали, что полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст.
Самым древним артефактом с изображением полкана является фрагмент дубовой колонны из Новгорода 11 века.
Полкан - персонаж из рассказа о Бове королевиче сначала он выступал в повести как враг Бовы королевича, но после сражения с королевичем, полкан стал верным другом и соратником во всех сражениях Бовы.
Полкан служит Бове верой и правдой, защищая и помогая тому сражаться со всеми недругами, посылаемыми на него. Он практически неуязвимым считается. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.
Образ героя полкана крепко вписался и в русский фольклор Xvll века. Полкан упоминается также как полу конь полу - человек и вдобавок с головой собаки. В одних повестях полкан замещает в идолище поганое, но в тоже время в других сюжетах он играет героя в свите князя Владимира в числе самых проворных, не уязвимых и сильных богатырей. Полкан участвует в сражениях князя Владимира наравне с Святогором, в свите и Самсоном колывановичем - русскими богатырями.
Полкан был очень мужественен, отважен и воинственен, и когда наши предки шли войной на недругов, то сам полу конь и также его сородичи помогали в войне незамедлительно, и давали великую победу нашим прародителям.
Также полкан присутствует и в других русских былинах, играя злого и кровожадного убийцу людоеда. Но когда Илья муромец приходит в киев, то рассекает обедающего полкана на две части.
По повестям известно, что полканы собирающиеся на битву сходятся в целые отряды и воюют отважно кровожадно и стремительно. Их глаза сверкают огнём, из ноздрей вырываются струи пламени, они кидают камни величиной с горы, мечут целые тучи трёхсаженных стрел.
Полканы были как героями в повестях, так и врагами народов как добрыми по отношению к людям, так и злыми.
Помимо народного эпоса, имя полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке Xviii в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрел. Эта лубочная сказка выводит, кстати, полканов из "за - Астраханских Степей".
Китоврас.
Легенды о китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского единства и потому известны многим народам. В Индии это предания о ганд - харвах, в Иране - о гандарве, в Греции - о хироне, в Скандинавии - о могучем великане, построившем с помощью своего богатырского коня город богов асгард. В мифах семитских народов - это демонический помощник царя соломона. Кельты многие деяния китовраса приписали Мерлину, в частности волшебное пересенесение по воздуху из Ирландии на британские острова камней стоунхенджа.
Каково же изначальное предание? В "Книге Коляды" повествуется о том, как месяц, истомившись одиночеством, решил похитить у бога хорса его жену - прекрасную зарю - заряницу. Самому ему это было не силам, и потому решил месяц обратиться за помощью к волшебнику китоврасу, обитавшему в кавказских горах. Просто просить о помощи нельзя - откажет. Значит, надо его заставить, но как? Месяц обратился к жене китовраса, русалке, и спросил, как одолеть ее хитромудрого мужа.
Она и рассказала, что кентавр большой любитель вина, а когда напьется, то с ним может справиться даже ребенок. Месяц все колодцы вином наполнил. Китоврас захмелел, месяц связал его и согласился отпустить, лишь когда тот дал клятву, что похитит зарю.
Китоврас построил летучий корабль и отправился на нем в сияющий дворец зари. Потом уговорил ее покататься на нем и, как только доверчивая богиня взошла на корабль, что есть духу полетел к месяцу. Преступление тут же открылось. Хорс немедленно в погоню за украденной женой ринулся. А вслед за ним - все сварожичи. Зарю вернули, а месяца примерно наказали: семаргл разрубил его пополам. И как только тот, залечив рану, опять разрастается, семаргл вновь бьет его мечом.
Как ни оправдывался китоврас, что месяц силой заставил его пойти на это коварство, досталось на орехи и ему. Во искупление содеянного должен был кентавр построить у священной горы Эльбрус беспримерный храм в честь всевышнего. Впрочем "Построить" - неверное слово, храм нужно было вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа (железом нельзя было прикасаться к искрящемуся белому камню. Даже волшебнику китоврасу такое было не по силам. Так он и сказал хорсу. Пришлось обращаться за помощью к могучей птице гамаюн, чьи когти были острее любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В "Книге Коляды" даны его точные размеры: в длину - 60, в ширину - 20, в высоту - 30 локтей.
Таким образом, если учесть, что локоть - это мера длины, равная 38-46 сантиметрам, то параметры получились немалыми: почти 30 х 10 х 15 метров. Но задача была не в том, чтобы поразить размерами здания. Храм был построен высоко в горах, практически в поднебесье. Стоял он на восьмидесяти столбах, вокруг него был разбит ирийский, то есть, райский, сад, окруженный оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были украшены золотом и самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты узорами из сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в полет птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья трепещут на ветру. Возле храма и чудесного сада на Эльбрусе был построен арийский город, вход в который открыт всем желающим.
Полкан Богатырь рассказ.
ОЛКАН — полуконь, мифическое существо — сочетание коня и человека, получеловек-полуживотное из числа берегинь мужского рода. С головы до пояса он имел вид человека, остальное — тело лошади. Он необычайно силен, обладает необычной скоростью бега. Полкан охраняет солнечных коней и стада богов солнца и грома. К числу полуконей относятся и Сивка-бурка, и Конек-горбунок.
В исходной версии имя Полкана является русифицированной формой итальянского слова «поликано» — полупес. На многочисленных же лубках Полкан представлен в виде традиционного кентавра. Он выступает в качестве антагониста главного героя и погибает от его руки.
Полкан охраняет коней Световида
Картина художника Виктора Королькова
Полкан — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от «Пол-конь». Полкан известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII века сообщает о нем, что Полкан — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах.
Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII века о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей». Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV века, изданной академиком А. Веселовским («Из истории романов и повестей», II).
В XVII века число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII веке повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину Полкан появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-корабле).
Полкан Богатырь игрушка. Полкан (фольклор)
У этого термина существуют и другие значения, см. Полкан .
Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век
Бова Королевич и Полкан (сказочный лубок)
Полка́н ( Палкан, Полка́новиц, Чу́дище-Полка́нище, Полкан-Богатырь ; от итал. Pulicane — персонаж рыцарского романа Андреа да Барберино « Короли франкские », рыцарь с телом пса и торсом человека) — персонаж « Повести о Бове Королевиче », кентавр (существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным ), в некоторых вариантах — кинокефал (с пёсьей головой), обладающий огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок»).
В повести сначала выступает как враг Бовы. В русской сказке Полкан бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом, но побеждён Бовой и делается верным его другом и союзником. Полкан помогает Бове побеждать посылаемые против того рати недругов, практически неуязвим в бою. Однако Полкан знает о своей неминуемой смерти от львиных когтей и погибает, защищая жену и детей Бовы от этих хищников.
В итальянском рыцарском романе Андреа да Барберино « Короли франкские », послужившей (в прозаическом переводе на старобелорусский язык ) источником русской повести, Пуликане — полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных, ср. Минотавр ).
Образ Полкана прочно вошёл в русский фольклор и народное искусство XVII — начала XX века. В былинах Полкан упоминается как песиглавец , в одних сюжетах замещает Идолище Поганое , в других — оказывается в свите князя Владимира в числе «сильных богатырей ». В лубочных изданиях XVIII—XIX века он был полностью отождествлён с кентавром (по ложной этимологии полуконь ), а наибольшей популярностью среди художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вроде каргопольской игрушки его также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.
Имя Полкан использовали композитор Н. А. Римский-Корсаков и либреттист В. И. Бельский : так был назван воевода в опере « Золотой петушок » по мотивам « Сказки о золотом петушке » А. С. Пушкина . Полкан является весьма распространённой собачьей кличкой .
Полкан бог. КИТОВРАС — это славянский кентавр
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев и БЕСТИАРИЯ
КИТОВРАС, Худ. А.Мазин
КИТОВРАС — бог мудрости и смелости
ДРУГОЕ ИМЯ: ПОЛКАН (именно Полканов до сих пор лепят из глины )
ВНЕШНИЙ ВИД: Представлялся в образе получеловека-полуконя. Полкан — это существо с телом до пояса человеческим, а ниже пояса с лошадиным телом. Имел Китоврас нестандартный облик с зооморфными чертами .
ГОРОСКОП . Входит в состав гороскопа Ваш славянский покровитель .
СПОСОБНОСТИ: славяне считали его полу-богом и приписывали Полкану неимоверную силу и необыкновенную прыткость бега. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Он считается практически неуязвимым.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: покровитель князей и дружины.
ХАРАКТЕР : Полкан был очень мужественен, отважен и воинственен, и когда наши предки шли войной на недругов, то сам полу конь и также его сородичи помогали в войне незамедлительно, и давали великую победу нашим прародителям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: По повестям известно, что полканы собирающиеся на битву сходятся в целые отряды и воюют отважно кровожадно и стремительно. Их глаза сверкают огнём, из ноздрей вырываются струи пламени, они кидают камни величиной с горы, мечут целые тучи трёхсаженных стрел.
В ИГРУШКАХ: Наверное, наиболее известными из всех дохристианских богов Руси доныне остались, как ни странно, не Род , Сварог или Перун , а кентавр Китоврас и покровительница женщин Мокошь . Лишь их знают по именам и лепят из глины. Это расписные свистульки, в которые может подуть каждый желающий: люди верят, что этот свист отгоняет нечистую силу.
ЛЕГЕНДА: Возле Эльбруса Китоврасом и птицей Гамаюн из священного камня Алвтырь был построен храм, о котором поется в знаменитой иранской поэме «Шах-Наме»:
Ты скажешь: не город — языческий храм:
Цветами, парчой все украшено там…
Раскинулся город как рай перед ним,
Пленяя невиданным блеском своим…
Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам. Во-первых, как мы уже сказали, все пересказывали предание на свой лад: то это Асгард , то город, возведенный Белыми духами, то Первый храм. Во-вторых, он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Иными словами, рай на земле. В-третьих, русские храмы, как каменные, так и деревянные, строились в подражание эльбрусскому храму: стены украшались резьбой с изображением птиц и зверей; алтарь получил имя от священного камня Алатыря; церковный светильник назывался по имени древнего бога — «Хорос» и даже амвон, откуда проповедовал священник, происходит от древнего слова «мовь» — «говорить».
ИСТОРИЯ: Упоминание о Китоврасе позволяет довольно точно определить время постройки храма — это эра Стрельца, то есть 20— 19 тысячелетие до н. э. В последующие времена храм многократно разрушался — от природных катаклизмов, воинских набегов и сопутствующих им разграблений. Его восстанавливали и… уничтожали вновь. Согласно зороастрийским преданиям, он существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н. э. Затем волны гунских и готских переселений стерли последние следы небесного града.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Но еще в X веке н. э. историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал: «В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (то есть речь идет об Эльбрусе — высочайшей горе Кавказа). Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках.., которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при слушании этих звуков».
ГЕРАЛЬДИКА.
Китоврас на гербах МО Бутырское, города Старые Дороги и деревни Гольшаны
Китоврас на гербах МО Бутырское (Москва), города Старые Дороги (Минская область, Беларусь) и гербе деревни Гольшаны (Гродненская область, Беларусь).
Герб города Химки
в геральдике —
*********
По Стивену Фрайеру кентавр (centaur), существо с туловищем и ногами лошади и торсом, руками и головой человека (когда кентавр держит натянутый лук со стрелой, он именует ся стрельцом — sagittary).
Кентавр символизирует неистовство, буйство, невоздержанность, страсть, благородство, силу, а также высокомерие
Бог Полкан у славян. Полкан
Полкан
«Байка показывает его в человеческом виде с головы до пояса, у коего, однако, другая часть тела подобна коню. Этот Полкан, или Полуконь, который очень часто встречается в русских сказках, не есть ли центавром древних? Говорят, что он был достаточно сильным и бегал очень быстро. За один скок делал семь верст» (Г. Кайсаров «Славянская и российская мифология»).
Полкан – мифическое существо, причисляемое исследователями к славянским берегиням, которые вначале были в женской (матриархальной) ипостаси, а потом к ним присоединились духи мужского рода. Это были птицы с женским обличьем: сладкоголосый Сирин, Стратим – мать всех птиц, Жар-птица, девы-лебеди, Ноготь-птица и др.; духи, оберегающие посевы, – Ядрей и Обелуха; полуженщины-полурыбы – русалки, вилы, которые тоже в древние времена оберегали посевы, приносили весть о дождях. Были полулюди-полуживотные: полубык, полуконь, полупес, полулев и т. п.
За тысячу лет борьбы христианства с язычеством предназначение многих берегинь утратилось, фантастические животные перепутались. К примеру, распространилась собачья кличка Полкан, хоть это и означает полуконь. Иногда все же Полкана изображали в виде человека-пса.
Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней или табуны богов солнца, богов-громовержцев. Среди полуконей конек-горбунок, сивка-бурка. Внешне они намного меньше героических коней бога, неприметные, даже безобразные (горбатые, длинноухие и др.). В метафорическом представлении Полкан – полуконь-получеловек: понимает поступки человека, богов и нечистой силы; разговаривает, как человек; различает добро и зло; активно помогает творить и утверждать добро.
В русских сказках Полкан отличается воинственностью и злым нравом. На лубочных картинках ХVІІІ в. часто изображался Бова-королевич, который побеждает Полкана в поединке.
Полкан бог чего. Полкан — славянский кентавр (6 фото)
ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.
Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек.
Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище — как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана — лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».
Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.).
Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан — персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.
Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.
Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?).
Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век
Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.
Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей».
Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом.
Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство.
Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.
Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан — спаситель «солнцевой девы» от змея.
Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.
Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана — Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм.
При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.
Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.
Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.
Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Софийского собора в Новгороде. Надпись верху изображения: «Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово»
Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.
Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.
Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.
Полкан Богатырь. Полкан (фольклор)
Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век
Бова Королевич и Полкан (сказочный лубок)
Полка́н ( Палкан, Полка́новиц, Чу́дище-Полка́нище, Полкан-Богатырь ; от Pulicane — персонаж рыцарского романа«», рыцарь с телом пса и торсом человека) — персонаж «»,(существо с телом наполовину человеческим, наполовину), в некоторых вариантах —(сголовой), обладающий огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок»).
В повести сначала выступает как враг Бовы. В русской сказке Полкан бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом, но побеждён Бовой и делается верным его другом и союзником. Полкан помогает Бове побеждать посылаемые против того рати недругов, практически неуязвим в бою. Однако Полкан знает о своей неминуемой смерти откогтей и погибает, защищая жену и детей Бовы от этих хищников.
В итальянском рыцарском романе«», послужившей (в прозаическом переводе на) источником русской повести, Пуликане — полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных, ср.).
Образ Полкана прочно вошёл ви народное искусство XVII — начала XX века. ВПолкан упоминается как, в одних сюжетах замещает, в других — оказывается в свитев числе «сильных». Визданиях XVIII—XIX века он был полностью отождествлён с(по полуконь ), а наибольшей популярностью среди художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вродеего также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.
Имя Полкан использовали композитори либреттист: так был назван воевода в опере «» по мотивам «». Полкан является весьма распространённой собачьей.
Славянский бог Полкан. Полкан - славянский кентавр
ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.
Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек.
Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".
Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.).
Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан - персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.
Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.
Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?).
Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век
Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.
Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей».
Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом.
Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство.
Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.
Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан - спаситель "солнцевой девы" от змея.
Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.
Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана - Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм.
При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.
Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.
Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.
Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Софийского собора в Новгороде. Надпись верху изображения: «Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово»
Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.
Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.
Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.