Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

"Письма из Пещер и Дебрей Индостана".

10.12.2015 в 22:52

Ezomir.

Наверное, нет необходимости представлять современному читателю Е. П. блаватскую (1831-1891. Её творчество после более чем полувекового запрета вернулось на родину, которую она, волею судеб с ней разлученная, так сильно любила. Среди многообразного её наследия - философского, научного, публицистического, художественного - есть две книги, стоящие как бы особняком. Обычно их называют путевыми очерками, а "Британская Энциклопедия" именует их "добропорядочными сочинениями Е. П. б
Письма из Пещер и Дебрей Индостана.. " - видимо, в отличие от других, бросавших вызов догматизму религии и науки. Это написанные по-русски - "Из Пещер и Дебрей Индостана" и "загадочные племена на голубых горах", к которым примыкает "дурбар в Лахоре" и небольшое "письмо из Индии", с которого и началось сотрудничество блаватской с журналом "русский вестник", в котором были опубликованы все эти книги.

Публикуемая повесть написана в жанре записок путешественника, разворачивающих широкую панораму древней и загадочной страны. Группа путешественников, согласно дневнику Г. олькотта, состояла из трёх человек, а именно из Е. П. б., самого полковника и мулджи текерси. Их сопровождал слуга бабула.

В книге, помимо перечисленных по "Пещерам и Дебрям Индостана" путешествуют ещё двое англичан, три "знакомых индуса", позже к ним присоединяются ещё двое, в том числе загадочный и могущественный гулаб лалл синг, про которого "ходят слухи", что он Радж - йог, посвящённый в тайны сокровенных знаний древней Индии. Эта таинственная фигура выступает как бы проводником европейских искателей истины в подлинную Индию, в её таинственное и грандиозное прошлое, в её сокровенную мудрость.

Кто он, этот таинственный гулаб лалл синг? Литературный герой или … учитель Е. П. б., Махатма, гуру?

В пользу последнего предположения говорит диалог, происшедший между вс. С. Соловьёвым и Е. П. б. в Париже в 1884 году: "-надолго ли вы здесь? - Спросил я. - а и сама не знаю … хозяин послал … - какой хозяин? - Мой хозяин, учитель, гуру мой, ну назовите его хоть гулаб лалл сингом из "Пещер и Дебрей Индостана".

В пользу того же предположения свидетельствует и следующее обстоятельство. В издании, иллюстрированным фотографиями, представлен портрет махатмы М. с подрисуночной надписью, гласящей: "Один из Великих Учителей (Махатма)". В книге Махатма М. не упоминается, тогда с какой целью дан его портрет? Не потому ли, что гулаб лалл синг и Махатма М. - одно и то же лицо?

Однако дотошный полковник олькотт на полях принадлежавшего ему экземпляра "Пещер …" Написал:"учителя не видели"….

Но вот что написала сама Е. П. б. в одном из писем к а. синнету: "я писала рассказы, основываясь на фактах, которые происходили в разных местах с живыми людьми, только переводила их слова … разве мне надо было сообщать географические названия и т. п. так, чтобы эти письма служили путеводителем по Индии? Я описывала факты, как они были, называла действующих участников событий, но в этом литературном произведении я соединила события, происходившие в разные годы, и описала некоторые феномены, показанные учителем в разное время …".

Впечатления от первых путешествий по Индии составляют содержание XI - XIV глав книги, но они вкраплены и в другие главы. Ей удалось рассказать о событиях двадцатилетней давности так живо и искренне, что образ рассказчицы словно раздвоился, и сквозь черты зрелого, мощного, "Знающего" человека явственно проступает облик юного существа, каким она была в годы своих духовных исканий. Так кто же повествует нам о "пещерах и дебрях? " Блаватская ли это? Да, это она, но не автор "Разоблаченной Изиды", не основательница теософского общества, не та, что сама стала для многих учителем, не та, что "знает", а та, которая учится у гулаб лалл синга, чтобы обучать.

Одной из задач теософского общества было ознакомить общество с эзотерическими учениями, противодействовать материализму и теологическому догматизму, демонстрируя присутствие в природе неизвестных науке оккультных сил и наличие в человеке нераскрытых психических и духовных возможностей, сделав их предметом изучения.

Пропаганда теософских идей? Да нет, скорее - рассказ о пути великой русской женщины в поисках истины.

Впервые книга вышла в свет в Москве в 1883 году. В последующие годы в "Русском Вестнике" свет новые главы увидели. В 1912 году в Петербурге вышло новое издание, включающее все главы, но с многочисленными купюрами, составляющие значительную часть текста. Подготовленная книга представляет собой первое отдельное издание полного текста повести, включая уже упомянутое "Письмо из Индии".

В издании сохранены основные особенности орфографии и пунктуации автора. (c) в. П. пазилова.