Откуда мы знаем, что человеческая цивилизация - первая на земле?

15.02.2020 в 21:54

Климатолог Гевин Шмидт из Nasa и астрофизик Адам франк из университета рочестера (США) задались интересным вопросом о том, могут ли люди быть уверенными в том, что они - первая цивилизация в истории земли, освоившая индустриальный способ производства? За ответами ученые к геологической истории земли обратились.

Откуда мы знаем, что человеческая цивилизация - первая на земле?
Климатолог Гевин Шмидт из Nasa и астрофизик Адам франк из университета рочестера (США) задались интересным вопросом: уверены ли мы (человечество), что мы - первая цивилизация в истории земли, освоившая индустриальный способ производства? Франк и Шмидт написали об этом статью, которую на этой неделе опубликовал журнал International Journal of Astrobiology.
В последние геологи много говорят о наступлении новой геологической эпохи в истории нашей планеты. Эту эпоху предлагают назвать антропоценом. От предшествующих эпох ее отличают следы деятельности человека во всех внешних оболочках земли - водной, воздушной и каменной. В том случае, если до людей другая цивилизация достигла похожей степени развития, она тоже должна была оставить след, в том числе и в литосфере. Шмидт и франк решили поискать в геологической летописи земли что-нибудь, что можно интерпретировать как продукт деятельности дочеловеческой цивилизации - и нашли.
Антропоцен характеризуют резкие и одновременные изменения химического состава горных пород. Стремительное и глобальное потепление климата отражается в изменении пропорции изотопов кислорода. Перераспределяются также изотопы углерода - из-за того, что мы достаем из-под земли и сжигаем углеводороды. В колебаниях распределения изотопов азота в образовавшихся в наше время горных породах отражается наше сельское хозяйство и производство азотных удобрений.
Эрозия почв приводит к тому, что реки смывают в океаны больше песка, в том числе содержащего тяжелые металлы; вода в океане становится кислее, и карбонатные отложения на морском дне растворяются. Быстрее обычного вымирают виды. В новообразованных породах сохраняются неразложившиеся частицы пластика и изотопы плутония и других тяжелых элементов, выпавшие после ядерных испытаний.
Какие следы могут рассказать о существовании другой цивилизации, спросили себя Шмидт и франк? Шансов найти химические "Следы" гораздо больше, чем шансов обнаружить древний артефакт. Ученые также учли, что большая часть аналитических методов дает разброс датировки в тысячи лет, а изменения, которые человек внес в структуру литосферы, произошли за какие-то десятки лет. Поэтому полагаться на один фактор было бы очень рискованно, нужно, чтобы о деятельности гипотетической древней цивилизации говорили сразу несколько маркеров, решили ученые.
В истории земли было несколько периодов резкого потепления - например, палеоцен - эоценовый максимум (55 млн. Лет назад. В это время резко изменилось соотношение в породах изотопов углерода, изменился состав осадочных пород, вымирали виды животных и растений, а концентрации тяжелых металлов росли. Несколько похожих событий произошло в меловом и юрском периоде. Обычно эти события объясняют всплесками вулканической активности; к тому же они происходили медленно - тысячами лет. Но некоторые параллели с антропоценом провести можно.
Ученые, конечно, не утверждают, что палецоен - эоценовый термический максимум был результатом деятельности дочеловеческой цивилизации, или что примитивные хищные млекопитающие конца палеоцена так же, как и мы, получали энергию, сжигая нефть. В том случае, если принять такую теорию за отправнуют точку, можно доказывать ее бесчисленными фактами, но все эти утверждения будет невозможно верифицировать. Поэтому версию о дочеловеческой индустриальной цивилизации не следует рассматривать до тех пор, пока не появится прямое доказательство. Но Шмидт и франк считают, что размышлять в этом духе все-таки полезно - хотя бы потому, что сейчас мы ищем в древних горных породах то, что ожидаем найти, а иногда полезно бывает смотреть шире.
Статью Шмидта и франка уже назвали "Блокбастером", но ученые не остановились на научной публикации и сопроводили ее фантастическим рассказом о молодом ученом, который случайно находит в отложениях возрастом 55 миллионов лет частицы пластика.