О храмах древних славян.
Ezomir.
Порой от собеседников приходится слышать вопрос: если древние славяне были такой высокоорганизованной и развитой нацией, то где материальные доказательства их великой культуры? Где храмы, где сооружения, подобные египетским пирамидам?
На этот вопрос хочется ответить следующее.
Прежде всего, имеются неоспоримые археологические и прочие исторические свидетельства о существовании на территории древнеславянских государств дохристианского периода храмов, не уступавших своей роскошью и великолепием многим европейским культовым сооружениям того времени.
Мы вспомним о знаменитых храмах свентовида (светови - да), один из которых находился на острове руяна (нынешний рюген) в столице его арконе (архоне), а другой в Хол - мограде (также одном из северных городов славян.
Саксон грамматик, датский летописец (1140-1208), лично видевший и подробно описавший руянский храм, отмечал, что он был "Прекрасной Работы" (Oper Elegantisfimum. Храм Световида был деревянный и возвышался на равнине; стены снаружи были украшены всякими картинами, и только одна дверь служила входом. Внутренность имела два отделения: первое окружалось пурпурной стеною, другое состояло из четырёх столбов с прекрасными завесами, где находился идол Световида - огромное деревянное изваяние о четырёх головах (обозначавших четыре стороны света. В правой руке он держал рог, наполненный вином, а левая была уперта в бок. Тут висели также его седло, узда и меч. Световиду принадлежал белый конь, считавшийся священным.
Все славяне в аркону дань присылали. Также иноземные купцы, приходившие в аркону, должны были платить Световиду часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. При храме находились триста всадников, которые во время войны отправлялись в поход, и вся добыча, полученная в сражении, принадлежала Световиду.
Посетителем другого храма Световида (возможно, холмогорского) был сам князь Рюрик, пришедший накануне вступления на русский престол принести Световиду богатые дары и получить от боговеда сведения о сущности славянской веры.
Этот храм был окружностью 1460 шагов и сооружён из светло-серого дикого камня. Двенадцать огромных яшмовых столпов из кринфского чина поддерживали навес его кровли; оглавия их были из позолоченной меди. Триста шестьдесят окон и двенадцать врат заключались медными затворами. При каждых дверях стояли два жреца с трубами. На медных вратах изображались двенадцать знаменитых подвигов бога. Кровля, полушаром, состояла из вызолоченной меди. Посреди ее стояло медное позолоченное изваяние Световида, а по краям на четыре стороны были поставлены четыре изваяния, высеченные из мрамора. На Восток - мерцана, богиня начала дня в венце из одной звезды и златобагряной ризе. На юг - купала в облике юноши, облачённого в короткую и лёгкую одежду с венцом из цветов на голове. На Западе стоял догода - прекраснейший из богов. Волосы его раз веваются по плечам, одет в голубую тонкую ризу, и за плечами - голубые же крылья. На севере стоял свирепый позвизд с лицом морщинистым и сердитым. Голова окутана лоскутом кожи белого медведя, борода замёрзшая. Одежда из оленьей кожи, ноги обуты в гагчью кожу. В руках держал он мех с морозами, бурями, снегом, градом и прочими непогодами.
Рюгснский храм Световида был разрушен и ограблен 15 июня 1169 г. по христианскому летоисчислению, когда Вольдемар, король датский, захватил аркону. Изваяние самого Световида вместе с прочими святынями было ободрано, рассечено и сожжено при непосредственном участии епископа абессалона, как об этом сообщил саксон граммма - тик, очевидный свидетель происшедшего.
Что касается холмоградского храма Световида, то, как отмечает Григорий Глинка (1776-1818) в своей работе "Древняя Религия Славян", "оный одну участь имел с прочими идольскими капищами, будучи разрушен по восприятии Россиею святого крещения".
Епископ отгон бамбергский, дважды посещавший страну славянских поморян (в 1124, 1127 гг. ) с целью обращения их в христианство, был изумлён обилием и красотой этой земли, а также великолепием храмов. Так, он описывает постройку в городе щетине (Щецине), которая "будучи главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождём, ни снегом - такими их сделала искусность художников. Сюда они приносят, по давнему обычаю своих предков, определенную законом десятую часть награбленных богатств … там же хранились золотые и се ребряные сосуды и чаши … там же хранили они в честь богов и ради их украшения огромные рога диких быков, обрамленные в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид …".
Интересное известие мы встречаем у арабского писателя аль - массуди (ум. В 956 г. ), который при описании одного из славянских храмов отмечает: "Этот Храм Обращал на Себя Внимание Большим Количеством Таинственных Чёрточек, Которые Имели Волшебное Значение и Служили для Целей Прорицания".
Немецкий летописец Дитмар, епископ мерзенбургский (976-1018) также подтверждает, что в языческом храме города ретры ему привелось видеть несколько славянских идолов, на каждом из которых особыми знаками было начертано имя.
Таким образом, в дохристианский период у славян существовали не только великолепные храмы, но и собственная письменность, что свидетельствует о высокой степени цивилизованности наших предков.
Помимо основательных сооружений, значительно больше было храмов под открытым небом, представлявших собой площадки или холмы с отдельными изваяниями. Так, известны многочисленные кумиры перуну (в Киеве, Новгороде), саксон грамматик говорит о кумире перунича о -ве рюген в городе карнезе. В карнезе же стояли изваяния ругевита и поревита (бурився. Ободриты чтили радегаста. В гарцбурге, за милю от гослара, как свидетельствует в "Славянской и Росссийской Мифологии" Андрей Кайсаров (1. 782-1813. Стоял истукан крода (видимо. Рода - прим. Наше - в. Ю. Г. ) на высокой, лесом обросшей горе. Изваяние представляло собой старца, опоясанного белой шерстяной подвязкой, стоявшего босыми ногами на рыбе и державшего в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами.
Германский исследователь Xviii в. Михей шедий говорит о почитаемом варваровскими славянами боге правосудия проно, Прове или прово (искаженное от правь, праваприм, наше - в. Ю. Г. . главный кумир которого находился в альтенбурге. В Киеве находились изображения даждьбога, коляды, хорса, Велеса, лада, макоши.
Печальный конец древних храмов и изваяний даёт ясный ответ на вопрос, куда подевались славянские святыни. Они были методично и целенаправленно разрушены, сожжены и уничтожены ревнителями христианской веры, стремившимися не оставить от свидетельств прежних идеалов и поклонений камня на камне.
Однако во все времена главнейшим храмом славян считалась природа, и предметами их поклонения являлись живые источники, священные дубы и небесные камни, поскольку никакой даже самый искусный храм не может превзойти её ни красотой, ни чистотой, ни ощущением присутствия божества. Ведь дуб, сноп, камень, источник и являются земными воплощениями божественной силы. Поэтому везде, где бы ни был человек, он находился в храме природы и должен был вести себя соответственно - блюсти чистоту души и тела, беречь окружающий мир, не убивать без крайней нужды животных, не срывать даже стебелька без надобности. Ибо природа во всём её блеске и красоте, с могучими дубравами, широкими полями, цветущими лугами, с лесами, полными дичи и реками, обильными рыбой - вот истинный храм наших пращуров, которые умели видеть и ценить красоту, воспринимать окружающий мир в лёгком ореоле тайны и волшебства.
К тому же, многочисленные жизненные примеры показали, что из-за рукотворных храмов славянскому народу пришлось претерпеть немало страданий. Так, когда славяне в течение пяти сотен лет (с VI по I век до н. э. ) мирно и богато жили в карпенских горах (на Кавказе), они настроили великолепные храмы, а прочие народы стали завидовать и совершать нападения с целью захвата богатств. В результате жизнь пошла "Злая", и славяне вынуждены были покинуть Кавказ.
"Русы ушли к морю (чёрному) и там поселились. И возвели храмы - помолья, и было там много богатого зодчества, и были украшены те храмы золотом и серебром, и многие из почитаемых ими деревянных богов сделаны искусно. И стало это ведомо иным народам, они смотрели, завидовали и воевали с нами, и там не имели наши родичи покоя … и та земля изведала мерзости войн и злой жизни, и мы отошли от карпенских гор к кию" (ВК, дощ. 18-А.
В другом месте "Велесовой Книги" говорится, что, увлекшись построением храмов и прославлением в них богов, славяне потеряли способность противостоять врагам. "Мы имели много храмов в нов - граде на Волхове - реке, и имели в киев - граде по боголесьям, также имели храмы на Волыни дулебской и в сурожи на море сурожском и синем. И это великий позор для нас, что храмы сурожские разрушены врагами, и боги наши валяются, затоптанные в прах, так как русы не имеют силы одержать над врагами победу … (мы) лишь стремимся в храмах славить богов, которые не приемлют жертв наших, ибо оскорблены нашей леностью" (ВК, дощ. 21. таким образом суровая действительность всякий раз преподносила урок, напоминая о следовании законам прави, один из которых гласит: "что лишнего, то не надобно! И славяне вновь обращались к первоистокам, к исконным ликам богов на земле - священным боголесьям и живым родникам. "И Теперь, не Имея Мольбищ, мы Обращаемся к ним у Студёных Источников, где Течёт Живая Вода, - там Волшебство Есть, и Волки Хищные не Подходят" (ВК, дощ. 18-А.
Когда храмы и святилища были в очередной раз разрушены (уже христианами), славяне вновь вернулись к почитанию естественных святынь. Как свидетельствует христианская документация XVI в., "во Многих Русских Местах … Скверные Мольбища Идольские Удержащася", представлявшие собою "лес и камение и реки и блата, источники и горы и холми, солнце и месяц и звезды, и озера".
И тогда под топор "Просветителей" легли как отдельные священные дубы, так и целые боголесья. Иноки - черноризцы шастали по лесам, искореняя все мало-мальски подозрительные места, похожие на мольбища, низвергали столбы, выворачивали "Камение и в Воду Метали".
Насильственным образом народ был отвращён от лика матери - природы и лишён своих прежних храмов. А ведь во все времена славянские храмы представляли собой прежде всего сооружения календарно - обсерваторного назначения! (Вспомним храм свентовида, у которого было 12 дверей и 360 окон. ) И чем глубже мы будем опускаться в историю, тем выразительней предстанут подлинные назначения древнеславянских храмов. Утрачивая во внешнем блеске, они обретают глубинный смысл изначальности - ориентацию в пространстве и времени!
Археологами открыто множество древних обсерваторий на территории обитания славяно - Ариев - от Дуная до Урала, которые функционировали уже в IV - II тыс. До н. э., при этом некоторые из них не уступают знаменитому стоунхенджу.
Зачастую ориентирами выступали также древние погребалища: курган, а от него во все стороны расходятся тропы - лучи. Посчитаешь, а их - двенадцать, и сориентированы соответственно сторонам света! Вот тебе и культово - обсерваторно сооружение - дошёл до могилы, поклонился памяти предков, взошёл на курган - и дороги - лучи поведут тебя дальше, куда надобно.
Важнейшим событием последнего времени стало открытие обрядовых могильников - майданов, гигантские изображения которых напоминают изображения в пустыне Наска - их видно только с самолёта. Такими изображениями являются паук, черепаха, змея, голова быка и другие, родиной которых являются украинские степи! И эти изображения также ориентированы по солнцу! "Майданы Имели Также"обсерваторные", то есть календарные функции. Отростки "Паука" (или крестоцветного узора, который и сейчас присутствует в украинских орнаментах) были направлены соответственно сторонам светя на Восток и Запад в дни солнцестояний. При этом самый сложный отросток показывал на закат солнца в ночь на купала.
Теперь уже известно (по аэрофотосъёмкам), что подобные святилища - обсерватории сопровождают десятки хлеборобских поселений и протогородов Iviii тыс. До Р. Х. " (Шилов Ю. а. Космічні таемниці могил / в кн. "Брама Безсмертя". - к., 1994. - с. 151.
Наблюдения за солнцем, луной, звёздами и планетами осуществлялись на протяжении многих тысячелетий, хранились жрецами и служили вехами в народнохозяйственной деятельности славян. Эти знания были необходимы для ориентации в пространстве как при боевых походах, так и при перегонке скота или мореплавании. Особенно возросло значение этих наблюдений с освоением земледелия. Накопленные знания, как уже отмечалось, берегли и передавали друг - другу волхвы. Именно они, опираясь на многотысячелетний астрономический опыт, могли определить и точно сказать, каким будет тот или иной год - засушливым или, наоборот, дождливым, тёплым или холодным, выпадет ли затяжная весна и когда ожидать осенних заморозков. Исходя из этого славяне знали, каким именно сельскохозяйственным культурам следует отдать предпочтение.