О чём молчат пирамиды мексики.
В 1519-м Эрнан Кортес сошел на берег мексиканского залива, а уже через два года лежала в руинах столица ацтекской империи - величественный теночтилан со всеми его святилищами, храмами и статуями богов.
Еще через десять лет, в 1531 году, молодому индейцу по имени Хуан Диего явилась дева Мария и чудесным образом запечатлела свой блистающий облик на его накидке. С этого момента началось обращение индейцев в христианскую веру, и оно увенчалось успехом.
Однако страх перед разбитыми и зарытыми в землю богами не умер - индейская кровь исправно передавала его из поколения в поколение. И когда в 1964 году власти Мексики решили поднять из оврага 200-тонную статую тлалока, индейского бога дождя, чтобы установить ее у входа в столичный музей антропологии, они неожиданно столкнулись с сопротивлением местного населения.
Известно, что в этот день с небес хлынул страшный ливень - явление небывалое для того времени года ….
Гибель могучей и, казалось, несокрушимой империи ускорило одно трагическое для ацтеков совпадение. Год 1519-й после рождества христова был в ацтекском летоисчислении первым годом тростника, началом нового 52-годичного цикла, когда в соответствии с предсказаниями должен был вернуться в Мексику кетцалькоатль, или пернатый змей, - бог света и плодородия, самый любимый и самый радостный из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны океана - поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога.
Дольше всех в трагическом заблуждении относительно чужестранцев пребывал ацтекский император мотекусома. Именно он собственноручно ввел Кортеса и его солдат в теночтитлан как знатных и дорогих гостей. То, что увидели там испанцы, было похоже на фантастический сон. Город ацтеков стоял посреди громадного озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, буквально плавали на воде - "Фундаментом" им служили своеобразные плоты из влаголюбивой растительности, дерна и ивовых кустов. С "Большой Землей" город соединяли три узкие плавучие дамбы, каждая длиной в несколько миль.
В центре теночтитлана возвышался великий храм в виде 45-метровой двуглавой пирамиды. В знак особой чести мотекусома предложил Кортесу подняться наверх. Знаменитый конкистадор особой впечатлительностью, как известно, не страдал, но увиденное заставило его содрогнуться. Черная от запекшейся крови лестница к двум святилищам вела. Одно из них принадлежало уитцилопочтли, богу солнца и войн, другое - богу дождя тлалоку. Оба божества постоянно "Требовали" человеческих жертвоприношений. Именно здесь, на каменных алтарях, специальными кремниевыми ножами жрецы рассекали грудь жертв, извлекая трепещущие, еще живые сердца, и преподнося их в дар каменному идолу. Неизвестно, что больше поразило Кортеса: бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора. Ясно, однако, что в обличье кровожадных язычников ему все больше виделся дьявол.
Призвав бога на свою сторону, испанцы, где хитростью и коварством, где отвагой и силой оружия, заставили капитулировать многократно превосходившее их по численности войско ацтеков.
Кортес своего добился. За исключением некоторых экспонатов в музее антропологии и "Робких" раскопок, прячущихся позади собора, в мехико нет практически ничего, что бы напоминало об ацтеках. Разрушив теночтитлан, испанцы, словно мстя по инерции уже самой природе, осушили озеро. (Климат долины мехико резко изменился. В результате крупнейший мегаполис планеты сегодня испытывает острую нехватку воды и задыхается от смога).
Победив в войне с ацтеками, испанцы не подозревали, что основную битву - битву с индейскими богами - они все равно проиграли. Откуда могли они знать, что все ненавистные им боги - и тлалок, и кетцалькоатль, и богиня воды чальчиутлике - вовсе не были ацтекскими божествами. Они благополучно "Жили" на мексиканской земле на протяжении почти трех тысячелетий, и только в последние два столетия перед вторжением испанцев были "узурпированы" ацтеками.
Осознание всей глубины мексиканской культуры пришло сравнительно недавно, в 40-е годы ХХ столетия, когда во время раскопок в местечке сан - Лоренцо рабочие вдруг увидели в земле глядящий на них громадный каменный глаз! Этот глаз соответствующих размеров голове принадлежал. Многотонные базальтовые головы (а всего их было найдено в разных местах больше десятка) поражали не столько своими габаритами, сколько странным, нездешним выражением лиц. Открытую таким образом древнейшую цивилизацию стали называть ольмекской.
Явные негроидные, а точнее, полинезийские черты обнаруженных голов дали повод предположить заокеанское происхождение ольмеков. Но позднее стало очевидным, что лица голов стилизованы.
Откуда пришли ольмеки, так и осталось неясным. Чем больше новых предметов ольмекской культуры удавалось обнаружить, тем загадочнее становилась эта цивилизация. Основными произведениями ольмекского искусства, дошедшими до нас, оказались не гигантские головы, а миниатюрные фигурки из нефрита, жадеита и серпентина, изображавшие странных бесполых людей с вытянутыми вверх, приплюснутыми головами. Часто они держали на руках грустных младенцев с маской ягуара вместо лица. Впрочем, попадались и реалистические скульптуры, выполненные с таким виртуозным мастерством обработки камня, к которому не смогли даже приблизиться другие народы нового света.
Цивилизация ольмеков просуществовала около тысячи лет: ее следы обрываются в IV столетии до нашей эры, когда центры будущих мексиканских цивилизаций - теотиуакан и монте - альбан - еще только зарождались. Именно ольмеки придумали и ввели в оборот знаменитый 260-дневный календарь, который присутствует во всех индейских культурах. В качестве главного божества ольмеки считали, очевидно, человека - ягуара - оборотня, воплощающего могущество и безжалостность сил земли и ночи. Возможно, они же и создали в своем воображении кетцалькоатля - пернатого змея - диковинный гибрид райской птицы (кетцаль) и змеи (коатль), символ недостижимого соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.
От ольмеков не осталось ни одного дома, ни одного храма, ни клочка одежды, ни книги - ничего, кроме керамики и камня, не поддавшихся времени и убийственному климату. Однако вряд ли история всей мексиканской культуры была бы такой, какая она есть сегодня, если бы более трех тысячелетий назад загадочные люди не начали в глубине джунглей высекать из камня свои фигурки и барельефы.
Древние цивилизации Мексики лишь кажутся независимыми, а на самом деле связаны между собой незаметными, порой подземными ручьями. И теотиуакан, и монте - альбан, и тольтекская культура, и даже стоящая особняком культура Майя связаны с живительным ольмекским "Источником", хотя и отделены от него пропастью почти в пятьсот лет.
Ко времени появления первых пирамид пантеон индейских богов был практически "Укомплектован", и пернатый змей занимал в нем одно из ведущих мест. Именно он, как полагали индейцы, изобрел для них календарь, именно он, превратившись однажды в муравья, выкрал из подземных кладовых зерно Маиса и дал его людям.
Однако сказать, что каждая пирамида построена в честь какого-то определенного бога, нельзя. Функциональное предназначение древних мексиканских пирамид до сих пор не разгадано. Ясно, что в отличие от египетских, они - не погребальные сооружения. Не использовались они и для жертвоприношений, как это позднее делали ацтеки на вершине своего великого храма.
Большинство индейских пирамид устроено по принципу "Матрешки", но это не изначальный замысел архитектора, а результат позднейших надстроек и "облицовок": самая маленькая и самая древняя пирамида - внутри, и какая она - можно узнать, лишь разрушив все последующие.
Пирамиды всегда присутствовали в жизни Мексики, и во времена Кортеса, и позднее - но присутствовали молчаливо: это были заросшие травой и кустами холмы.
Последующие раскопки теотиуакана показали, что для своего времени это был один из крупнейших городов планеты, имевший в период расцвета (середина 1-го тысячелетия) тысячи домов, сотни храмов, сотни мастерских и около 200 тысяч жителей! Теотиуакан был космополитичен: в западных кварталах жили индейцы - сапотеки из оахаки, в восточных - Майя с юкатана, каждый народ со своими обычаями, со своими божествами. Впрочем, главные сооружения теотиуакана были посвящены богам, общим для всех: богу солнца, богине луны и кетцалькоатлю.
Катастрофа произошла около 700 года нашей эры. Великий город опустел, разрушениям и пожарам подверглись его дома и храмы, однако причин гибели теотиуакана не знает никто. Были ли это варвары, пришедшие с севера, или сами жители восстали против своих богов, неспособных защитить их от засухи и голода, во всяком случае, люди оставили город.
Что произошло? Пирамиды многозначительно … молчат.
К ослабевшим, потерявшим былое могущество городам из северных американских пустынь шли племена кочевых охотников. Их называли "Чичимеками" (дословно - "люди собачьего происхождения"), впрочем, это название не носило оскорбительного характера. Некоторые из этих племен, пораженные величием встреченной ими культуры, пытались воспринять ее достижения. К таким принадлежали тольтеки - возможно, последний из индейских народов, который искренне старался воссоздать жизнеутверждающий смысл древних цивилизаций. Но им это плохо удавалось. Почитая превыше всех богов кетцалькоатля, они не следовали его миролюбивым "Принципам": храм пернатого змея подпирали пятиметровые воины - тольтеки, имевшие устрашающий вид. В святилищах впервые стал появляться зловещий Чак - моол - каменный идол, предназначенный для сжигания человеческих сердец ….
В начале второго тысячелетия тольтекские города тоже пришли в упадок. Возможно, они не смогли противостоять натиску новых "Чичимеков" - так или иначе, но к приходу ацтеков сами тольтеки уже успели превратиться в легенду.
Будучи, что называется, "без Роду и Племени", ацтеки нанялись в услужение к кольхуа - потомкам тольтеков. Те разрешили им жить по соседству - на выжженных вулканических землях, населенных одними змеями, которых ацтеки, к изумлению кольхуа, научились готовить и есть. Храбрость ацтеков, их выносливость и умение воевать были по достоинству оценены кольхуа. В свою очередь ацтеки восприняли классический индейский пантеон как свой собственный и понемногу занялись дальнейшим мифотворчеством, которое вначале шло в каноническом русле. По их представлениям, миром правили четыре тецкатлипоки в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый тецкатлипока еще и свой цвет имел. Главный - черный тецкатлипока - распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас. Его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял белый тецкатлипока - пернатый змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный тецкатлипока был богом весны, и наконец, голубым тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий уитцилопочтли, воинствующий бог солнца, чьи указания ацтеки выполняли беспрекословно.
Освоив и "Модифицировав" индейских богов, ацтеки стали сильно тяготиться своей "неудачной" родословной. Впоследствии с помощью археологических подтасовок (ацтеки усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих, и прежде всего самих себя, что они - прямые потомки строителей древних пирамид. Они действительно верили в то, что на генеалогическом древе индейских культур занимают верхние уровни, хотя на самом деле были лишь уродливо искривленной боковой ветвью.
Период становления ацтеков был достаточно короток. Кодекс их поведения вырабатывался в процессе контактов с кольхуа и другими индейскими народами, и главную роль в этом, по-видимому, играли императивные приказы бога уитцилопочтли. Приказы эти, оглашаемые, разумеется, верховным жрецом, были столь бесчеловечны, а практика их исполнения столь чудовищна, что нет необходимости даже объяснять, каким образом народы с гораздо более глубокой историей и культурой оказались под властью ацтеков.
Знакомясь со страшными подробностями первых кровавых "Подвигов" ацтеков, трудно отделаться от ощущения, что первобытным, в сущности, народом управлял патологический маньяк. Его садистские, извращенные фантазии, оформленные как приказы уитцилопочтли, становились ритуалами, а последующие военные и политические успехи ацтеков закрепляли эти ритуалы, делая их обязательными для всех поколений.
Дело в том, что человеческое жертвоприношение, все-таки всегда рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же ритуальное умерщвление людей служило "Стимулом" естественных, неизменных природных явлений - например, восхода солнца и его регулярного движения по небу.
Каждый год, в определенное время ацтекские жрецы надевали на свои плечи кожу, снятую накануне с убитых жертв, и носили ее, не снимая, в течение 20 дней.
Этот дикий ритуал символизировал у ацтеков … встречу весны и обновление природы! Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось десятки тысяч человек!
При этом ацтеки действительно обладали высокими знаниями - по крайней мере, в астрономии и строительстве. Ацтеки оставили после себя немало иллюстрированных книг (письменности у них не было), украшений, изделий из камня и керамики - правда, все их искусство носило какой-то депрессивный характер: страшные маски, искаженные гримасами лица и черепа, черепа, черепа ….
Кровь десятков тысяч жертв не могла остаться неотмщенной. Император мотекусома предчувствовал близкую катастрофу. В последние годы его правления дурные предзнаменования следовали одно за другим. Но больше всего испугала императора птица, которую поймали рыбаки. На лбу у нее было маленькое зеркальце, и в нем мотекусома увидел вооруженных людей, сидящих верхом на оленях!
Эпоха 5-го солнца - последнего солнца по верованиям ацтеков шла. Она должна была закончиться гибелью мира, и ацтеки спокойно готовились встретить смерть. Со страхом и надеждой они ждали возвращения кетцалькоатля, но пернатый змей, по-видимому, навсегда оставил ацтеков, отдав их в безраздельную власть безумному уитцилопочтли, требовавшему все новой и новой крови. В стремлении приносить все больше и больше жертв ацтеки уже не могли остановиться. И тогда на берег мексиканского залива высадился Кортес. Конкиста была стремительной … (c) Андрей Нечаев.