Необычайно сильные ветра на далёкой экзопланете обнаружены.

21.11.2015 в 05:29

Учёные из университета уорика создали первую погодную карту планеты, находящейся за пределами солнечной системы (ранее подобное было сделано только для "Неудавшейся Звезды".

Согласно наземным наблюдениям, на планете HD 189733 b атмосферные массы передвигаются в 20 раз быстрее, чем самые сильные ветра земли. Их скорость в 7 раз превышает скорость звука!

Необычайно сильные ветра на далёкой экзопланете обнаружены.
HD 189733 b - экзопланета, вращающаяся вокруг звезды HD 189733. Светило расположено на расстоянии около 63 световых лет от земли в созвездии лисички.

Этот мир на 13% массивнее Юпитера и совершает оборот вокруг своей родительской звезды за 2, 2 земных дня, что делает его так называемым горячим Юпитером с температурой поверхности около 1200 градусов по цельсию.

Так как экзопланета находится недалеко от нас, то представляет особый интерес для астрономов. Они выяснили, что она окрашена в насыщенный синий цвет (вероятно, из-за частиц силикатов), также в её атмосфере присутствует углекислый газ.

HD 189733b во время прохода по лику звезды. Изменение фоновой "Подсветки" позволило учёным определить скорость движения атмосферы в синей (5300 км/ч) и красной (2200 км/ч) частях. Коррекция на вращение планеты дала окончательный результат - 8700 км/ч (иллюстрация Mark A. Garlick/University of Warwick.
Астрофизики из университета Уорвика впервые измерили и составили карту погоды чужого мира с помощью спектрографа Harps 3, 6-метрового телескопа обсерватории Ла- силья в Чили. С помощью полученных данных учёные подсчитали, что скорость ветров, носящихся над поверхностью HD 189733 b, составляет около 8700 километров в час.

Для оценки скорости ветров в атмосфере экзопланеты учёные использовали эффект доплера: по мере удаления HD 189733 b от земли в ходе её движения по собственной орбите меняются характеристики приходящего от неё света.

"Поверхность звезды в центре ярче, чем по краям. Когда планета проходит по лику звезды, меняется количество света звезды, блокируемое разными частями атмосферы экзопланеты, - рассказывает один из авторов исследования том лоуден (Tom Louden. - впервые мы использовали такого рода информацию, чтобы измерить скорость ветров на противоположных сторонах планеты и составить карту скоростей ветров".

Исследователи уверены, что метод, использовавшийся для расчёта скорости ветров на HD 189733 b, может быть использован для изучения погодных условий на других более похожих на землю экзопланетах.

Научная статья группы лоудена будет опубликована изданием Astronomical Journal Letters.