Немного о прекрасном.
20.07.2017 в 12:28
Брейгель. Чувство звука. Эпоха барокко.
Средства выразительности в музыке и живописи.
Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "Яркий Звук" или "звучный цвет".
Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и др. ), Которое происходит с определенной последовательностью.
С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.
Одним из самых интригующих аспектов большой темы "Музыка и Живопись" является "музыка в живописи". Всегда бывает интересно узнать, что именно записано в нотах, по которым играет или которые демонстрирует персонаж, изображенный на картине. Таких примеров в живописном наследии старых мастеров на удивление много.
Исключительный интерес представляет картина нидерландского художника ХVII века Яна Брейгеля старшего "Слух", хранящаяся в музее прадо в Мадриде.
В картине нидерландского художника эпохи барокко всё пространство на полу вокруг музыки занято самыми различными музыкальными инструментами и нотами. Их список весьма внушителен: орган - позитив, клавесин, тромбон, большой барабан, виолоне, Ребек, сопрановая лютня, басовая Виола, набор поперечных флейт в футляре, теноровая Виола, скрипка, корнет, шалмей, лира да браччо, ручной колокол, еще одна теноровая Виола, блок - флейта, прямой корнет, колокол, арфа, маленькие колокольчики и всевозможные охотничьи рожки, французский рожок, другие шумовые инструменты.
Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.
Таким образом, если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому, только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, т. е. сделать их своими.