Неизвестный Уолт дисней.
Основатель крупнейшей голливудской студии, Дисней считается родоначальником американской мультипликации, на чьих фильмах выросло уже не одно поколение не только в США, но и во всем мире. Рекордный обладатель 26 "Оскаров" и 59 номинаций, создатель парков аттракционов "диснейленд" и "диснейуорлд", автор нескольких десятков картин, Уолт прочно вошел в историю мирового кино как "добрый сказочник" и "гениальный мультипликатор"
. Судя по вышедшим недавно в свет биографиям Диснея, не таким уж он, как оказывается, был и добрым, и не таким уж и гениальным. Скорее даже наоборот.
Среди выпущенных к юбилею монографий особый интерес у публики, вызвали две: книга М. уоррена "Совратитель Белоснежки" и М. Эллиота "Уолт Дисней - князь тьмы голливуда". Впрочем, не только эти авторы, но и подавляющее большинство других исследователей жизни и творчества Диснея сегодня утверждают, что он был весьма посредственным рисовальщиком и что из всего множества приписываемых ему персонажей, он создал только одного.
Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго в многодетной семье Элиаса и флоры Диснеев. Отец его работал мелким строительным подрядчиком, а мать и старшие братья помогали отцу, трудясь от зари до зари. Сам Уолт уже в 6-летнем возрасте начал вставать в половине четвертого утра, чтобы разносить почту. Отец, привыкший вымещать свою озлобленность за неудавшуюся жизнь на детях. Его любимцем тех лет был Чарли Чаплин. В 1923 году с детства увлекавшийся рисованием Дисней отправляется в голливуд, чтобы стать режиссером мультфильмов. Там он захватывает гараж своего дяди, одалживает деньги у старшего брата роя и приступает к производству анимационных короткометражек. Деньги, кстати, появились следующим образом. Рой был болен туберкулезом и в момент появления Уолта в Лос-анджелесе лежал в больнице. Уолт же заставил его выписаться оттуда и забрать остаток суммы, уже уплаченной за лечение.
Это и стало финансовой основой новой студии, которая называлась "Студия Братьев Дисней", но впоследствии была переименована просто в "Уолт Дисней". Поначалу дела шли из рук вон плохо, и Уолту даже пришлось жениться на своей подчиненной Лиллиан баундс, которая, влюбившись в него, регулярно отдавала ему свою зарплату. Отдавала, конечно, в долг, но возвращать одолженное Дисней не собирался, а впоследствии так прямо и говорил: "Я Женился на ней, Потому что Слишком Много ей Задолжал". С женой Уолт обращался ужасно - бил ее, унижал и всячески издевался. Из-за побоев у нее было два выкидыша. После появления на свет дочери Лиллиан пришлось взять еще одного ребенка из приюта. При этом на людях Дисней выставлял себя примерным отцом и в 1933 году даже получил премию журнала "Пэрентс" ("родители") за вклад в воспитание подрастающего поколения американцев.
Кинематографическую же славу ему принес выход первых короткометражек о Микки - маусе, ставшем сегодня символом не только его студии, но и по сути дела всей американской масс - культуры. Правда, как теперь выяснилось, рисовал этого самого знаменитого своего персонажа, вовсе не Дисней, а его сотрудник аб айверкс (он же, кстати, впоследствии разработал и уникальную технику совмещения мультипликации и игрового кинематографа, позволившую создать несколько пользовавшихся огромным успехом фильмов.
Великая депрессия в США ничуть не сказалась на финансовых делах Уолта, так как своих работников он заставлял трудиться чуть ли не круглосуточно, стоял над ними с секундомером, вычитая из зарплаты время, которое у них уходило на затачивание карандашей, запрещал им носить бороду или даже усы, а когда на студии началась забастовка, вызванная тем, что профессионалы своего дела не желали работать под началом фактически не умевшего рисовать человека, он их всех просто уволил и набрал на их место новых. Совершенно особо надо сказать о взаимоотношениях Диснея с пришедшими в то время к власти в Германии нацистами. Тот факт, что этот "Добрый Волшебник" и "властитель детских дум" был патологическим антисемитом, известен уже давно. На свою студию он ни разу не принял на работу ни одного еврея и всячески избегал какого бы то ни было общения с ними и в своей частной жизни.
Так что ничего удивительного в том, что он быстро нашел общий язык с Гитлером и Геббельсом, нет. Фюрер был страстным поклонником творчества Уолта, и к его полному восторгу на рождество 1937 года Геббельс даже подарил ему коллекцию из 12 мультфильмов с Микки - маусом. "Гитлер Мечтал о том, как Микки - Маус Поможет ему Уничтожать Евреев", - сказал как-то режиссер документального фильма о немецкой анимации Ульрих штоль. Вплоть до самого вступления Америки во вторую мировую войну (против которого он активнейшим образом протестовал) Уолт не скрывал своих симпатий к нацистам. В этом его поддерживали и многие другие влиятельные американцы - например, основатель автомобилестроительной промышленности Генри форд. Но если форд помогал Германии делать танки, то Дисней исправно поставлял туда свои мультфильмы.
Создательница "Киношного" образа Гитлера, рифеншталь была близким другом Диснея, и он легко согласился поспособствовать пропаганде фашистской идеологии в Америке. Интересно также, что уже в 1940 году Уолт отказался выполнить просьбу англичан, которые просили снять антинацистский фильм о победившем дракона святом Георгии. И уже после войны он активно сотрудничал с комиссией по антиамериканской деятельности, помогая выявлять скрытых коммунистов в голливуде. Он по своей инициативе писал на коллег доносы в фбр (в недавно открытых архивах их обнаружено более 500.
Огромное количество в его мультфильмах и скрытых непристойностей, которые мелькают на экране в ряду других кадров и мозгом чаще всего не регистрируются, а только откладываются в подсознании, что также влияет на ребенка самым негативным образом (так называемый "Эффект 25-го Кадра". Когда стало возможно разобрать мультфильмы Диснея по кадрам, исследователи были буквально потрясены, обнаружив в одной из самых романтических сцен "Белоснежки" испражняющегося бегемота, замаскированный под башню фаллос в "русалочке" или священника с эрекцией в сцене свадьбы из того же мультфильма. Традиции своего основателя студия "Дисней" продолжает и после его кончины. Буквально нашпигован скрытыми изображениями полурисованный - полуигровой фильм "Кто Подставил Кролика Роджера" - в одной из его сцен можно заметить, что у главной рисованной красотки под платьем ничего нет, а облака в "короле - Льве" в какой-то момент складываются в слово "секс".
Под конец своей жизни Уолт окончательно с ума сошел. Он страшно пил, бил своих домашних, приставал к 16-летней приемной дочери и целыми днями разъезжал по своему "Диснейленду" на игрушечном поезде с бутылкой виски в руках.