Наши праздные каракули и прочие картинки могут значить гораздо больше, чем мы думали.
Эта история свое начало в песках австралийской пустыни берет.
Аранда, вальбири и другие коренные народы пустынных территорий Австралии часто начинают беседу с того, что тщательно разравнивают перед собой пятачок земли, убирая с него ветки и камни. Вскоре на ярко - красном песке появляются маленькие нарисованные фигурки, повествующие о духах, об ушедших предках и о последних новостях соплеменников
. Окончив свой рассказ, собеседники стирают с песка все картинки, отправляя их "Обратно на Покой" в мягкую почву.
Начертанные символы в сочетании с жестами могут быть настолько красноречивыми, что, по словам некоторых лингвистов, с их помощью можно рассказывать целые истории, вообще не раскрывая рта. Но сотрудницу мельбурнского университета (Австралия) Дженнифер Грин еще больше поразило само действо. "Я даже не ожидала, что это будет так красиво! Она.- восхищается -. Изящные фигурки просто завораживают. Что-то в них есть от волшебства театрального спектакля".
Наброски на песке приоткрывают завесу тайны над философским вопросом: зачем человеку рисовать? Как только ребенок начинает держать в руке карандаш, его тут же тянет калякать, и с возрастом это желание не проходит. Рассеянные каракули на клочке бумаги и рисованные мультфильмы - все это результат стремления человека к самовыражению через образы. И если разобраться в удивительных графических языках, мы можем вплотную подойти к ответу на поставленный вопрос.
В последние несколько лет внимание серьезных ученых привлекла когнитивная составляющая рисунка. Раньше исследователей больше интересовала тема восприятия человеком изобразительного искусства - от работ Леонардо да Винчи до абстрактных холстов американского художника Джексона поллока, - но мало кто задавался целью изучить непонятные загогулины, которые мы неосознанно выписываем на чем попало. В то же время эти черновые наброски, по-видимому, выполняют ряд важных функций.
К примеру, по итогам одного эксперимента было установлено, что рисование не только не отвлекает нас от дела, но напротив, не дает нам грезить наяву о прошлом или будущем, помогает сосредоточиться и укрепляет память. Те группы участников исследования, которым предлагалось нарисовать что-нибудь во время прослушивания аудиозаписи, запомнили на 30% больше информации, чем те, кто был предоставлен сам себе.
Еще один эксперимент, результаты которого были опубликованы несколько лет назад, показал, что рисование помогает справляться с обидами и сохранять спокойствие.
Говорить и рисовать.
Полученные данные помогают объяснить нашу склонность к рисованию. Но недавно некоторые ученые заговорили о том, что это явление можно воспринимать и как врожденную особенность человека - некую форму языка.
Научный сотрудник калифорнийского университета в сан - Диего (США) Нил кон, который одним из первых стал исследовать рисованные истории, утверждает, что графические изображения могут иметь устойчивые значения. К примеру, в мультфильмах широко используются звездочки, иллюстрирующие головокружение после удара, и волнистые линии, которыми обозначают запах. У рисунков даже есть своя грамматика - разные виды изображений употребляются в определенных последовательностях.
Кроме того, кону удалось доказать, что при рассматривании комикса возбуждаются те же участки головного мозга, что и при чтении написанного предложения. Все это свидетельствует о том, что наша потребность и способность рисовать стоит в одном ряду с остальными лингвистическими навыками.
При чем же тут вальбири и аранда? Узнав о существовании австралийской традиции чертить на песке, кон понял, что ему представляется новая возможность изучить роль рисунка в языке. Его очень вдохновила долгая беседа с Дженнифер Грин, которая недавно опубликовала книгу "Рисунки из Земли" - в ней подробно рассказывается о том, как в языках австралийских аборигенов переплетаются рисунки, жесты и слова, образуя единую систему коммуникации. "В Историях, Рассказанных на Песке, Очень Трудно Отделить Одно от Другого", - говорит она.
По словам Грин, песчаные истории обычно рассказывают женщины, хотя в определенных ситуациях нарисованными символами пользуются и мужчины. Эта традиция до сих пор занимает важное место в самобытной культуре народа, хотя техника рисунка претерпела некоторые изменения.
"В былые времена женщины срывали с дерева гибкую ветку и использовали ее как инструмент для рисования, - вспоминает лиззи Эллис, сказительница из западноавстралийской пустыни. - теперь девушки рисуют проволокой с мудреными ручками". "Проволоку для Рисования" девушки часто оборачивают вокруг шеи, чтобы она всегда была под рукой.
Предметы в австралийской графике принято обозначать в виде следов, которые они обычно оставляют на песке. Так, человека изображают в виде дуги - как если бы он сидел на земле по-турецки, скрестив ноги. (Интересно, что когда один из ученых показал аборигенам из племени аранда рисунок лошади в профиль, как обычно изображают животных в западном искусстве, местные жители подумали, что лошадь пала и лежит на земле. Среди других устойчивых символов этого языка разорванные круги ( "Пещера"), спирали и кружки ("кусты и деревья") и расходящиеся лучи - словно перекрещенные поленья в костре ("огонь".
Фигуры речи.
Важно отметить, что из рисунков можно составлять сложные структуры - так, маленькая дуга внутри большой изображает ребенка на руках у матери. Определенные движения рук в воздухе над рисунками могут обозначать, например, характер движения или птиц, которые не оставляют следов на земле.
Наличие таких сложных правил подтверждает давнюю гипотезу кона, вытекающую из исследований мультфильмов, которыми он занимался в США: изображения могут приобретать различные свойства языков. "Эта Информация Подтвердила Наши Догадки и Помогла Взглянуть на них По-новому, с Точки Зрения Совершенно Иной Системы", - говорит кон.
Вам кажется, что эта гипотеза имеет сугубо теоретическое значение? Но она может стать ключом к пониманию сути рисования в целом, начиная с происхождения этого явления. В последние годы некоторые видные ученые, такие как Майкл арбиб из университета южной Калифорнии (США), стали приходить к выводу о том, что жестикуляция могла развиться у человека раньше, чем речь. Отчасти на эту мысль ученых натолкнул тот факт, что другие приматы гораздо легче осваивают языки жестов, хотя говорить они так и не научились.
С учетом полученных результатов кон предполагает, что рисунки на песке следует отнести к этим ранним праязыкам: вполне возможно, наши предки хотели обсудить предстоящую охоту и в поисках оптимальной стратегии стали изображать на песке или на земле звериные следы.
Прав кон в своих догадках о далеком прошлом или нет - а сам он признает, что это всего лишь его личные предположения и что доказать их было бы очень сложно, - но рисунки на песке, по крайней мере, могут помочь нам по-новому взглянуть на наскальную живопись, которая, по-видимому, появилась гораздо позже. Раньше некоторые воспринимали это явление как шедевр в западном понимании этого термина - как работу отдельного гениального художника, выполненную для потомков. Однако мимолетные рисованные истории в песках австралийских пустынь указывают на то, что наскальная живопись могла предназначаться и для активного сиюминутного повествования.
"Мне кажется нелепой сама мысль о том, будто это какой-то одинокий художник сидел в пещере и рисовал, - усмехается кон. - мне думается, что эти изображения следует рассматривать по крайней мере как некую форму высказывания человека, который говорит и одновременно рисует, - будь то в ходе какого-то ритуала или просто для того, чтобы развлечь детей иллюстрированным рассказом".
Что еще интереснее, лингвистическая трактовка рисунка может помочь ответить на некоторые вопросы о наших современных особенностях поведения - в том числе о привычке рисовать на полях. Всем известно, что у детей младшего возраста бывает период "Детского Рисования", когда они норовят схватить ручку или карандаш и оставить свой след на бумаге, на стене, на полу или на любой другой поверхности, которая попадется под руку. При этом в рисунке проявляются признаки рудиментарных попыток коммуникации - так, отмечалось, что размер случайных закорючек соответствует размеру расположенных поблизости предметов.
В свете научных изысканий кона можно прийти к выводу о том, что этот инстинкт есть не что иное, как графическая форма "Детского Лепета" - воркующих звуков, которые издают дети, еще не научившиеся говорить.
Вполне возможно, в нас просто заложено стремление общаться как можно большим количеством способов, и доминирующий способ коммуникации определяется нашей средой обитания. В том случае, если это так, возможно, что все мы имеем врожденные способности к рисованию - просто у нас не было таких условий для практики, как у аранда и вальбири. "Коренные жители австралийских пустынь проводят много времени сидя на земле, поэтому рисование на ней стало неотъемлемой частью их культуры общения, - поясняет Грин. - если бы они жили на скалах, вряд ли у них развилась бы такая форма коммуникации".
Городская жизнь тоже не способствует активному рисованию - исключение составляют разве что заядлые любители комиксов, которые, как кон, в детстве часами перерисовывали картинки из понравившихся журналов.
Эта тема особенно близка кону - он убежден, что такие особенности необходимо учитывать в обучении детей. По его словам, язык лучше всего усваивается через подражание - примерно так же, как мы в детстве учились говорить, повторяя всё за родителями, как попугаи. Вполне возможно, этот способ подойдет и для овладения навыками рисования.
К сожалению, в большинстве западных школ детей учат рисовать с натуры, не опираясь на языковой инстинкт. Для некоторых учеников, способных стать великими художниками, это, может быть, и хорошо, но, по крайней мере, на начальном этапе можно было бы научить большее количество людей рисовать более качественно и разнообразно, если бы им предлагали изучить правила создания комиксов. Кстати, в Японии дети примерно так и учатся, и к десяти годам художественные навыки у них развиты гораздо лучше, чем у их американских сверстников.
Язык техники.
Но, возможно, с дальнейшим развитием технологий эта ситуация изменится. К примеру, употребление символов эмодзи (языка идеограмм и смайликов, используемого, например, в электронных сообщениях - Ред. ), По-видимому, следует некоторым правилам грамматики, которые регулируют их последовательность, - хотя кон склонен считать эмодзи, скорее, графическим вариантом "Пиджина" - предельно упрощенного языка.
Впрочем, с появлением планшетов и сенсорных экранов становится все легче обмениваться собственными зарисовками через специальные приложения, такие как Draw Something, которое в свое время скачали пользователи свыше ста миллионов устройств.
Недавно был проведен ряд экспериментов, в рамках которых участникам предлагалось общаться друг с другом молча, просто рисуя картинки, примерно как в игре "Крокодил". Вскоре ученые заметили, что каракули участников стали обрастать собственными правилами употребления и устойчивыми значениями, примерно как песчаные картинки австралийских аборигенов.
Кроме того, новые технологии могут помочь коренным народам Австралии сохранить некоторые из их удивительных песчаных историй. "С Появлением Айпадов Способность Визуализировать Рассказы Обретает Совершенно Новое Воплощение", - убеждена научная сотрудница австралийского национального университета Инге краль. Недавно она попросила нескольких женщин записать свои истории с помощью сенсорного экрана и была поражена тем, насколько это оказалось для них естественно: "Я с Огромным Удивлением Наблюдала за тем, как Быстро они Освоили эту Технологию и Начали Рисовать Потрясающие Картинки".
Может быть, таким способом австралийские аборигены не только повествуют о прошлом языка и рисования, но и указывают дорогу в будущее?