Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма.

24.07.2021 в 15:52

Прежде чем обратиться к мистикам тибета, мы отметим, что сами местные жители называют свою страну бод или бод - Юл"(Произносится Пё- Юл), а Себя Именуют" Пё- па". Кроме того, тибет носит поэтичное название "Ганг - Юл", и несмотря на то, что в этих краях редко выпадает снег, в переводе "Ганг - Юл" - это "снежная страна"

Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма.. В эту загадочную для европейцев страну отправилась француженка Александра Давид - неэль (Alexandra David - N el), оставившая прекрасное описание в своей книге "Мистики и Маги Тибета" - Mystiques et Magiciens du Tibet.
Давид - неэль, настоящее имя которой Луиз Эжени Александрин мари Давид (Louise Eug nie Alexandrine Marie David), была не завзятой путешественницей и даже не этнографом. Оперная певица после знакомства с Еленой блаватской настолько прониклась ее учением, что тут же поспешила к истокам - в тибет.
"Жители тибета, которых принято считать буддистами и которые сами причисляют себя к таковым, сохранили множество верований и обрядов, совершенно отличных от классического буддизма, - утверждает в предисловии к своей книге Александра Давид - неэль. - в тибетской религии существует немало элементов, присущих древнему шаманизму". Тем самым говорится об уникальности тибетской религии, которая может быть отнесена к буддизму с известного рода натяжкой.
Религия тибета бон (от старого тибетского глагола, означающего "Произносить Нараспев"), окончательно сложилась, видимо, не ранее XI столетия, о ее предтече не сохранилось даже названия. Румынский исследователь религий Мирча Элиаде предполагал, что адепты бонмолчали об этом, чтобы поднять престиж собственной религии, а историки - буддисты, которым "Претили Кровавые Жертвоприношения и Эсхатологические Воззрения, Свойственные Автохтонной Тибетской Религии", потому что приписывали их верованиям бон. Наблюдательная Давид - неэль также сообщает, что "Довольно Многочисленная Часть Тибетских Мистиков Предается Мечтам и Совершает Зловещие Обряды, в Которых Немалая Роль Отводится Трупам".
Основателем религии бон считается легендарный совершенный жрец (по-тибетски шенраб мивоче из страны шангшунг) родом из Ирана - элама. По мнению авторитетного русского тибетолога б. и. Кузнецова (1931-1985), его подлинное иранское имя дмура - матхура можно реконструировать как митра, или Митридат, - данный митрой. "Митраизм, Распространившийся Когда-то от Атлантического и Почти до Тихого Океана, - Писал Кузнецов, - в Трансформированном Виде Сохранился в Тибете до Наших Дней под Названием бон".
Автор книги "Скрытый Тибет" с. Л. Кузьмин, ссылаясь на мнение намкая норбу ринпоче, пишет: "это ошибочное мнение: учение шэнраба мивоче во всех бонских текстах называется юндрунг бон, а до него уже существовало много традиций бона. Эта религия включает несколько "Слоев", образовавшихся в разное время. Одни ее последователи считают, что шэнраб мивоче был современником будды, другие - что будда был его перевоплощением, третьи - что он был перевоплощением одного ревностного буддийского Пандиты, ставшего потом противником буддизма".
Буддизм проник в тибет при царе лхатотори ньенцэне (IVв. н. э. . согласно буддийской традиции, при этом царе с неба на крышу его замка юмбулаганг упали священные тексты, золотая ступа и шесть слогов священной мантры ом -ма- ни - пад - ме - хум. Буддизм в тибете, согласно традиции, утвердил царь сонцэн гампо (620? - 641), который считался эманацией будды авалокитешвары. О его роли историкам мало что доподлинно известно, но даже скептики, кажется, убеждены - в некоторых района тибета буддизм был известен, начиная с 7-го века. Этому имеется документальное подтверждение - буддизм был государственной религией в годы правления царя тисонга дэцэна (755-797), который считался эманацией бодхисатвы манджушри. При нем тибет великой державой стал. В 137 километрах от Лхасы был построен монастырь самье, в котором поселились первые монахи тибетского буддизма, получившие наставления от знаменитого буддийского учителя шантаракшиты.
На протяжении нескольких столетий, начиная с 11-го и до 14-го века, целый ряд выдающихся духовных наставников тибета посещают монастыри Индии, Кашмира и Непала в поисках гуру, способных обучить техникам (в основном тантрическим) освобождения. Это эпоха великих мистиков и магов - наропы, марпы, миларепы. Они основоположниками различных религиозных школ и направлений стали.
Одним из самых выдающихся деятелей буддизма был мистик и реформатор цонкапа Лобсанг дракпа (1357-1419. Цонкапа принял полные обеты монаха, когда ему исполнилось 25 лет. Он новую школу тибетского буддизма - гэлуг основал. Цель его реформы в более строгом соблюдении буддийских канонов заключалась. Последователи школы гэлуг основали ряд важнейших монастырей тибета, один из которых в 1432 году возглавил кхедуб Чже, в будущем панчен-лама I. панчен-ламы являются земными воплощениями будды Амитабхи - духовного "Отца" бодхисаттвы авалокитешвары. Но это не значит, что панчен-лама "Главнее" далай-ламы. Традиционно тот из них, кто старше, являлся наставником того, кто моложе.
"После того, как сонам гьяцо, лама школы гэлуг, получил от своего монгольского покровителя Алтан - хана титул далай-ламы, два его предыдущих перерождения: гэдун гьяцо (1475-1542) и ученик цонкапы гэдундуб (1391-1447) получили этот титул ретроспективно. Соответственно сонам гьяцо - это далай-лама III. Далай-ламы являются земными воплощениями бодхисаттвы авалокитешвары. Его проявление в далай-ламах можно сравнить с отражением солнца в каплях воды. Но каждый далай-лама - перерожденец своего предшественника, а не непосредственно авалокитешвары", - пишет с. Л. Кузьмин.
При пятом далай-ламе (1617-1682) они становятся духовными и политическими лидерами тибета вплоть до 1959 года, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В заключение отметим, буддизм, официально признанный одной из традиционных религий российской федерации, осуществляется именно в формах тибетского буддизма.