Легенды об Альвах.
Эльфы - (Альвы в германской мифологии) - родственники гмуров (гномов), но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени.
Альвы - мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла.
Некоторые Альвины приходили к людям и сделали много добра. Они учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы.
Одним из последних пристанищ альвов - эльфов была эвлисия - блаженная лебединая страна близ алатырской горы, но потом они ушли и отсюда.
Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвов никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся.
Об их облике мало что известно, кроме того, что они маленького роста и предвещают беду. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости. В Англии называли "Локоном Эльфа" клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов.
В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелки, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.
На немецком кошмар называется "Аlр"; этимологи возводят это слово к эльфу, ибо в средние века было распространено поверье, что эльфы давят на грудь спящих и внушают им дурные сны.
О происхождении эльфов рассказывается различно. В "Эдде" оно тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные "разряда" эльфов: альфы - белые, светлые, добрые эльфы, и дверги - мрачные и угрюмые, хитрые карлики.
Боги, как говорится в "Эдде", восседая на своих престолах, держали совет и рассуждали о том, как карлики впервые зародились в пыли, под землей, подобно червям, которые заводятся в мясе, ибо карлики вначале были созданы в мясе имира и были в нем червями; но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей.
Вот единственное предание о происхождении жителей невидимого мира, догиедгнее до нас в своей древней форме. Все остальные предания явно под влиянием христианства изменены. Самым интересным из них является исландское, которое мы и приводим ниже.
"Ева, обмывая однажды детей у источника, была внезапно позвана богом. Она очень испугалась и спрятала в стороне тех из своих детей, которые еще не были вымыты. Бог спросил ее:
- все ли дети твои здесь?
- все, - отвечала смущенная Ева. Тогда бог сказал ей:
- скрытое от меня и от людей будет скрыто.
Спрятанные в стороне дети были тотчас же отделены богом от остальных и стали мгновенно невидимы. Прежде начала потопа бог за - гнал их в пещеру и завалил вход в нее камнем. От них - то и после потопа произошли эльфы и все сверхъестественные существа".
Даже у кельтов предание о происхождении эльфов не сохранилось уже в своей древней форме: шотландцы и ирландцы производят своих фей и эльфов от тех ангелов, которые некогда соблазнены были дьяволом и за то вместе с ним низвергнуты с неба.
Валлийцы и бретонцы производят своих фей еще более странно: первые - от языческих жриц, будто бы осужденных богом вечно скитаться на земле; вторые полагают родоначальницами своих фей тех принцесс - язычниц, которые не захотели принять слова божия от христианских проповедников.
Согласна с "Эддою", многие народные предания также делят эльфов на светлых и мрачных, приписывая первым всевозможные добрые качества и красоту, а последних представляя в виде злых, безобразных и угрюмых карликов. Те и другие разделяются в понятии народа по своему названию, по образу жизни и по выбору занятий.
Первых обыкновенно называют общим собирательным именем добрых людей и мирных соседей, тихим народом и жителями холмов. За вторым разрядом почти всюду сохранилось древнее название карликов (Dwergar, Zwerge) и трольдов.
Народ представляет себе житье их чрезвычайно привольным: в нем все время делится постоянно между любимыми занятиями и самым шумным, необузданным весельем. Все они живут либо отдельными большими семьями в холмах, либо целыми народами в особых подземных государствах.
Государства эти обыкновенно состоят из огромных волшебных садов, по которым текут прозрачные ручейки в золотых и серебряных берегах, где круглый год красуются цветы, поют райские птицы, где вместо солнца, месяца и звезд ярко горят самоцветные камни, где в воздухе вечно носятся звуки дивно прекрасной, неземной музыки ….