Лабиринты интеллекта. В повседневной жизни мы легко выносим суждения, признавая одних людей умными, а других, мягко говоря, не очень.
Однако попытки научно истолковать смысл подобных оценок сталкиваются с серьезными трудностями. До сих пор не выработано общепринятого определения интеллекта. Нет ясности и с критериями его оценки: например, считать ли таковым успех в тех или иных начинаниях? Более того, непонятно даже, является ли интеллект единой характеристикой личности, или это лишь совокупность множества различных способностей? Но, несмотря на это, психологи вот уже более века измеряют показатели интеллекта.
Попробуйте, не пользуясь интернетом и словарями, ответить на несколько простых вопросов. Кто такой бархатный джо? Что такое виандот? Козлобородник - это змея, рыба, ящерица или растение? Чем известна роза бонёр? В каком городе делают "Оверленды"? И учтите, что в начале XX века человека, не ответившего на эти вопросы, вполне могли объявить умственно отсталым.
Приведенные вопросы взяты из теста умственных способностей, который в начале прошлого века полагалось пройти иммигрантам, прибывающим в США. Первоначально рассчитанный на американских солдат, этот тест стали бездумно применять ко всем подряд, в том числе и к приезжим, едва говорящим по-английски. Был период, когда лишь немногим из них удавалось успешно пройти тестирование, остальным же как умственно отсталым отказывали в праве на въезд в страну.
Измерение ума.
В 1865 году английский ученый Фрэнсис гальтон опубликовал статью "Наследственный Талант и Характер", в которой обосновал положения новой науки, названной им "евгеникой". Проанализировав родословные множества британских семей, гальтон пришел к выводу, что талант человека и вообще все психические свойства наследуются подобно телесным. Люди давно научились посредством искусственного отбора получать породы животных с нужными качествами. Аналогичным образом, полагал гальтон, следует улучшить и человеческий род, выведя новое поколение людей, которые были бы здоровее, сильнее и, самое главное, умнее своих предков.
Но если параметры животных - скорость, вес, удой - нетрудно измерить, то как объективно оценить психические свойства человека? Задавшись этим вопросом, гальтон основал в Лондоне первую антропометрическую лабораторию, где занялся измерением возможностей разных органов чувств человека, полагая, что интеллектуально одаренные люди должны обладать повышенной сенсорной чувствительностью.
В 1890 году работавший в лаборатории гальтона американский психолог Джеймс маккин кеттелл разработал и опубликовал первые тесты для оценки интеллекта студентов колледжей. Кстати, именно в этой статье было впервые использовано слово "Тест" для обозначения психометрических методик. Кеттелл измерял 50 разных параметров. Среди них были мышечная сила, скорость движений, чувствительность к боли, способность различать вес, острота зрения и слуха, точность глазомера, время реакции, способность к запоминанию и даже объем легких. Работа кеттелла вызвала огромный резонанс. Во всем мире стали появляться многочисленные лаборатории для тестирования интеллекта.
Кеттелл, как и его учитель, придерживался идеи, что интеллект - это врожденное качество. Вернувшись в Америку, он в 1891 году открыл тестологическую лабораторию при колумбийском университете, стал первым профессором психологии в США, издавал множество научных журналов (в том числе и известный журнал Science), а также был избран президентом американской психологической ассоциации. Всю свою жизнь этот авторитетнейший ученый убеждал всех, что влияние среды на интеллект ничтожно, поэтому надо поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и стерилизовать "Недоразвитых". Каждому из своих семерых детей он даже предложил по тысяче долларов (по тем временам огромные деньги), если они найдут себе пару среди детей преподавателей университета.
Отбор одаренных.
Однако у гальтона и кеттелла появился противник - французский психолог Альфред бине (1857-1911), категорически несогласный с тем, что интеллект является исключительно врожденным качеством и никак не может быть развит. Он писал: "Мы Должны Всячески Противодействовать Подобной Пессимистической Точке Зрения … Мозг Ребенка Подобен Полю, на Котором Опытный Фермер Посредством Культивации Может Осуществить Задуманные им Изменения и в Результате Вместо Бесплодной Получить Плодородную Землю". Бине начал всячески критиковать тесты гальтона и кеттелла за излишнее внимание к сенсорике и придание слишком большого значения способностям к специальным видам деятельности. Он утверждал, что для оценки интеллекта необходимо в первую очередь тестировать память, воображение, внимание, сообразительность, внушаемость и эстетические чувства.
Когда во Франции было введено всеобщее школьное образование, возникла необходимость быстро и объективно отличать детей, способных к учению, от ленивых и не желающих заниматься, от тех, которые из-за различных врожденных дефектов не могли учиться в обычной школе. Разработку методики тестирования детей министерство образования Франции поручило как раз Альфреду бине, который совместно с Теодором Симоном создал в 1905 году серию тестов для проверки интеллекта детей. Именно в тесте бине - Симона был впервые использован так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ.
Задания теста были сгруппированы по возрастам - от 3 до 13 лет. Испытание начиналось с задач, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Только в том случае, если он полностью с ними справлялся, ему давались задания для старшей возрастной группы. Напротив, если испытуемый не мог решить ни одной задачи для своего возраста, ему давали те, что предназначены для более младшей группы, пока не выявлялся возраст, все задания которого он способен решить. Так определялся "Умственный" возраст ребенка. Разделив его на хронологический возраст и выразив результат в процентах, получали значение IQ, которое по определению равно 100, когда умственный возраст в точности совпадает с хронологическим. В случае если раньше детей можно было разделить лишь на три группы: одаренных, нормальных и умственно отсталых, то теперь появилась возможность значительно точнее классифицировать их по степени умственного развития. Позже на основе этого теста профессор стэнфордского университета Луис термен создал новый тест интеллекта, известный как стэнфорд - бине, который активно применяется до сих пор.
Армейский тест.
Тест бине изначально предназначался лишь для оценки интеллекта детей, умственные способности которых сильно зависят от возраста. Для взрослых нужен был другой подход, и он не заставил себя долго ждать. Когда США готовились к вступлению в первую мировую войну, потребовалось массово тестировать новобранцев, отсеивая умственно отсталых. Военные обратились за помощью к психологу Роберту йерксу. В результате появились первые тесты интеллекта для взрослых - "Армейский Тест"альфа" (для грамотных) и "армейский тест "бета" (для неграмотных. Первый состоял исключительно из вербальных заданий на понимание смысла прочитанного, поиск синонимов, продолжение последовательности чисел и т. п. кстати, вопросы, приведенные в начале статьи, взяты именно из этого теста. Вариант "Бета" включал невербальные задания, например, сложить кубики по модели, дополнить изображение, найти путь в нарисованных лабиринтах. IQ определялся по числу успешно выполненных заданий.
За короткое время были протестированы почти 2 миллиона новобранцев. Именно тогда общественность США была шокирована, узнав от психологов, что умственный возраст среднего призывника составляет 13 лет. Начали появляться многочисленные публицистические статьи, авторы которых говорили об интеллектуальной деградации нации. На волне истерии было введено тестирование интеллекта для иммигрантов, чтобы не допускать в страну умственно отсталых, разрешена стерилизация преступников и психически больных. Похожие процессы развернулись также в Канаде, Австралии, Японии и западной Европе. Особенно усердствовали в избавлении от "Неполноценных" страны северной Европы: Великобритания (кстати, среди приверженцев евгеники были Уинстон Черчилль, Бернард шоу и Герберт уэллс), ну и, конечно, наиболее активно евгенические идеи начали применять в нацистской Германии. Хорошо известные последствия привели к тому, что после второй мировой войны евгеника превратилась в маргинальное научное направление, а идея о том, что интеллект является исключительно врожденным качеством, стала восприниматься как фашистская.
Впрочем, в Европе и США после войны исследования интеллекта продолжились. К тому времени накопились данные о том, что на интеллект влияет не только наследственность, но и среда. Так, например, было статистически доказано, что IQ положительно связан с образовательным уровнем родителей и социально-экономическим статусом семьи: у детей, чьи родители необразованны и бедны, IQ, как правило, ниже. Также оказалось, что интеллект связан с числом детей в семье и порядком их рождения. Чем меньше в семье детей, тем больше каждым из них занимаются родители и тем выше у них интеллект, причем у старших братьев и сестер IQ в среднем выше, чем у младших. Выше он и у жителей крупных промышленных городов в сравнении с обитателями сельской местности. И все же оставалось неясно, в каких именно пропорциях наследственность и среда определяют уровень интеллекта.
Афера Сирила бёрта.
В середине XX века наиболее авторитетным исследователем в мире по вопросу влияния на интеллект среды и наследственности был английский психолог Сирил Бёрт (1883-1971. Он прославился в психологии сравнительными исследованиями близнецов, в которых убедительно доказал, что интеллект на 80% определяется наследственностью и только на 20% средой. Всецело придерживаясь евгенических идей гальтона, Бёрт на протяжении нескольких десятков лет активно претворял их в жизнь. Будучи членом муниципального совета Лондона, он создал в Англии систему элитарного образования. Детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования разделяли на три категории. Те, кого признавали наиболее способным, проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высшему образованию. За свои заслуги перед обществом Бёрт был даже удостоен дворянского титула, а в психологии интеллекта он считался одним из величайших научных авторитетов. На его исследованиях основывались многие популярные в 1960-1970-х годах теории интеллекта (например, Артура дженсена и Ханса Юргена айзенка.
Однако уже после смерти Бёрта, в середине 1970-х годов, в научном мире разразился скандал. Выяснилось, что результаты большинства его исследований являются сфабрикованными. Мало того, оказалось, что на протяжении более 30 лет он публиковал многочисленные статьи от имени несуществующих мисс хоурд и мисс конуэй, в которых всячески расхваливал свои теории, подкрепляя их сфабрикованными данными. В итоге доверие к теории врожденных способностей в научном мире было полностью утрачено, так как даже самый ревностный ее приверженец, как выяснилось, был не в силах убедительно ее обосновать. Созданная Бёртом система разделения учащихся на потоки в зависимости от их способностей была окончательно отменена, а ученые в своих работах стали удалять ссылки на его исследования.
Впрочем, противники Бёрта торжествовали недолго. Вскоре были проведены многочисленные исследования нескольких тысяч пар монозиготных и дизиготных близнецов, часть из которых жила в одной семье, а часть с рождения проживала раздельно друг от друга. Также был исследован интеллект родных и приемных детей, которые с рождения воспитывались в одной семье. Эти исследования убедительно доказали, что наследственность все-таки влияет на интеллект, хотя, конечно, и не так сильно, как утверждали гальтон, кеттелл и Бёрт.
В настоящее время установлено, что влияние врожденных факторов на коэффициент интеллекта составляет лишь около 40-50%. Оставшиеся 50-60%, которые приходятся на среду, - это совсем немало, особенно если учесть, что эти цифры получены при сравнении людей, живущих и воспитывающихся в относительно близких условиях. Лишь в том случае, если же сравнивать близнецов, живущих раздельно в радикально различающейся среде (например, крупный город экономически развитого государства и маленькая замкнутая сельская община), то влияние среды на интеллект окажется еще больше. С другой стороны, если бы мы могли поместить всех людей в максимально благоприятные для развития интеллекта условия, то тут главную роль стали бы играть именно генетические факторы, поскольку каждый смог бы развиваться до своего "Потолка", чего в жизни, как правило, не происходит.
Многогранный g - фактор.
Еще в 1923 году американский психолог Эдвин боринг дал шуточное определение: "Интеллект - это то, что Измеряют Тесты Интеллекта". Однако что же на самом деле эти тесты измеряют?
Поразительно, но психологи до сих пор не определились с тем, что понимается под термином "Интеллект". Например, в гештальтпсихологии (Вольфганг кёлер, Макс вертхаймер) он рассматривается как способность к формированию обобщенных зрительных образов. В школе швейцарского биолога и философа Жана пиаже это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде. Американский психометрист Луис Леон тёрстоун рассматривал интеллект как способность к саморегуляции психической активности. Список определений можно продолжать до бесконечности.
Еще один вопрос, имеющий вековую историю: является ли интеллект единым качеством или же представляет собой комбинацию разнообразных самостоятельных способностей? В начале XX века английский психолог Чарлз спирмен разработал новый метод статистической обработки, названный "Факторным Анализом". Применив его к результатам разных заданий в тестах интеллекта, он обнаружил, что все они коррелируют друг с другом. Из этого спирмен сделал вывод, что существует некий общий фактор интеллекта, который он назвал "Фактором G" (от английского General - "общий"), проявляющийся сразу во всех типах заданий. А для объяснения некоторых различий между результатами тестов у людей с одинаковым общим интеллектом спирмен ввел второй фактор, названный им S (от английского Specific), служащий показателем множества специфических способностей.
На двухфакторной теории интеллекта спирмена базируется несколько вторичных концепций, подчеркивающих различные аспекты фактора G. так, Раймон кеттелл выделил два компонента, которые назвал кристаллизованным и текучим интеллектом. Первый отражает знания о мире и прошлый опыт, а второй - объем оперативной памяти, скорость протекания психических процессов и другие характеристики, больше зависящие от наследственности. Ученик спирмена Джон равен также разделял фактор G на два компонента, но другим способом, выделяя продуктивный интеллект (умение выявлять связи и отношения, приходить к выводам, явно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Дональд векслер предложил делить общий интеллект на вербальный и невербальный.
Множественный интеллект.
Другие исследователи полагали, что интеллект на самом деле является множеством разных способностей. Наиболее ясно это сформулировал в 1938 году Луис тёрстоун в своей многофакторной теории интеллекта, согласно которой общего интеллекта не существует, а имеется семь независимых первичных способностей: умение оперировать в уме пространственными отношениями, детализировать зрительные образы, выполнять основные арифметические действия, понимать значение слов, быстро подбирать слово по заданному критерию, запоминать и выявлять логические закономерности. Подход тёрстоуна был развит другими исследователями. Так, Говард Гарднер в 1983 году выделил восемь независимых типов интеллекта человека: музыкальный, зрительно - пространственный, натуралистический (умение наблюдать природные явления), вербально - лингвистический, логико-математический, телесно - кинестетический, межличностный и внутриличностный (богатство духовной жизни. В работах Джона Кэрролла (1976) выделялось 24 фактора интеллекта, а в исследовании Эдвина Флейшмана (1984) - 52. Но еще раньше, в 1967 году, рекордное количество независимых интеллектуальных способностей (целых 120 разновидностей) постулировал Джой гилфорд в своей структурной модели интеллекта. Читать дальше: