Как колокола переплавке противились.
Ezomir.
Таким образом, если тело может быть храмом, то храм - телом. В таком случае, его языком будет колокол - огромный, но тончайший музыкальный инструмент, обладающий неповторимым звучанием. Когда же над храмом сгущаются тучи, то колокола меняют звучание, переговариваются между собой, становятся живыми и начинают вести себя по-иному.
Древние источники сохранили множество чудесных случаев таинственного колокольного звона, который разливался над монастырями и городами якобы сам собой. О нем сообщалось и в народных сказаниях об Иване грозном и Марии нагой.
А в одной летописи говорилось, будто перед московским завоеванием Новгорода в хутынском монастыре "Корсунские Колокола Сами о Себе Зазвониша". Известен также случай, когда от "Бесчинствований" грозного, как говорил летописец, "в ты поры на Москве колокол благовестник напрасно отпаде".
Во всех этих случаях происшествия с колоколами были связаны с какими-то историческими событиями, колокола становились своего рода гласом всевышнего, который через них выражал своё отношение к происходящему.
Одним из самых известных чудес с колоколами является чудо троице - сергиева монастыря, случившееся в 1701 году. Очевидец утверждает, что в это время он был в троице - сергиевом монастыре и услышал про петровский указ о сборе колоколов на литье пушек. Власти монастыря, конечно, противиться государю не смогли и старались его приказ исполнить. Однако воспротивились приказу сами колокола.
Сначала исчез старинный колокол, приготовленный к отсылке в Москву. Другой же, когда его хотели разбить, ударам молота не поддался и гудел аж трое суток.
Еще два колокола, "Братевники Именуемы", никак не снимались с крючьев, а потом сами пали, обломав стены. Тот же пропавший чудесным образом древний колокол был через время отыскан в довольно неожиданном месте: его нашли в пруду за монастырем, когда монахи кололи там лёд для монастырских погребов.
Как известно, после нарвского поражения в 1700 году Петр I издал указ собирать с монастырей колокольную медь для литья пушек, чтобы компенсировать потери затонувшей под Нарвой артиллерии. От каждого монастыря было потребно по одной четверти от общего веса всех колоколов.
Когда же государю доложили о напасти с колоколами троице - сергиева монастыря, тот сразу прибыл в монастырь и стал просить прощения у чудотворца за свой приказ.
Учитывая нрав Петра I, это было необычайным шагом с его стороны. Вообще, между государем и троице - сергиевом монастырем были особые отношения. Судя по некоторым данным, Петру всегда приходилось считаться с обителью. Например, есть сведения, что монастырь пытался уклониться от сбора денег на корабельное строительство в 1698 г. по другим данным, монастырь всё же внес 7000 рублей на корабельное строение (для сравнения, от Углича тогда поступило 86 рублей 31 алтын. Легендами окружено и пребывание государя в лавре. По одной из них Петр I забирался на красную башню и целился с неё в уток, от чего она потом стала называться уточьей.
Возможно, всё это относится, скорее, к мифотворчеству, однако все эти сообщения восходят именно к тому дню, когда Петр, взбудораженный колокольными знамениями, приехал в лавру на поклон Сергию. Когда же колокола из лавры прибыли в Москву, оказалось, что один из них был лит в 1427 году ещё при великом князе Василии Васильевиче. Сам Петр для переплавки брать его не стал, а повелел вернуть на место и беречь как зеницу ока, что тоже можно рассматривать как необычайный жест. Впрочем, он был далеко не безвозмездный: взамен монастырь обязался в ускоренном режиме выполнить военный заказ по изготовлению транспортных средств для перевозки артиллерийских орудий. Именно благодаря этой истории можно говорить, что не только колокольной медью, но и изготовлением "Артиллерийских Припасов" троице - сергиев монастырь принимал участие в северной войне.
Интересна и судьба этого старого колокола, который, противясь переплавке, сокрылся в водах пруда. Назад в троицкую лавру он не поехал, его отвезли в троицкое подворье в московском кремле, где через некоторое время он пострадает при пожаре. Тогда Петр I издаст указ о переплавке его в новый для обители Сергия и Никона Радонежских. Вес его составил 161 пуд (2, 6 тыс. Кг. ), А прозвище ему дали баран (весьма тонкий намек. Но и он вскоре был разбит и пошел на литье лаврского царь-колокола. М. казаков.