Как аппарат "Юнона" будет изучать магнитное поле Юпитера.

01.07.2016 в 18:28

Совсем скоро, уже 4 июля 2016 года, космический аппарат "Юнона" завершит своё долгое межпланетное путешествие и начнёт процесс выхода на орбиту Юпитера. Работая в непосредственной близости от верхней границы атмосферы газового гиганта, станция начнёт заниматься поиском ответов на многочисленные вопросы, накопившиеся за всё время изучения солнечной системы. Среди них можно выделить и проблему происхождения магнитосферы Юпитера.

Магнитосфера является закономерным результатом столкновения сильного магнитного поля планеты со сверхзвуковым солнечным ветром. Магнитосфера Юпитера - объём части потока солнечного ветра, замещённый магнитным полем планеты - простирается почти на три миллиона километров. Только в том случае, если бы мы могли её наблюдать с земли, то для нас она была бы видна в ночном небе того же размера, что и диск полной луны. Исследование магнитосферы позволит ответить на вопрос о том, как создаётся магнитное поле планеты, а также у исследователей появится возможность определить, есть ли у Юпитера твёрдое ядро, которое, в свою очередь, очень много сможет рассказать о самых ранних годах формирования планеты - гиганта.

Чтобы получить подробные ответы на эти вопросы инженеры снабдили "Юнону" парой магнитометров, которые были разработаны и сконструированы собственными силами специалистов центра космических полётов наса. Здесь же была разработана и юпитерианская станция. Эти приборы позволят учёным создать высокоточную карту магнитного поля Юпитера и наблюдать изменения в нём в течение длительного времени.

"Лучший способ понять принцип магнитометра это представить себе компас. Только компас указывает всегда только лишь направление магнитного поля, а магнитометр и направление, и величину", - Джек коннерни, научный руководитель команды, разработавшей магнитометры.

Датчики магнитометров установлены на специальные крепления на конце одной из солнечных батарей. Таким образом удалось их отодвинуть от корпуса аппарата почти на 12 метров. Это может гарантировать то, что космический корабль не сможет повредить приходящему сигналу из-за своих собственных помех. Однако, не всё так гладко в космическом пространстве: ориентация датчиков может меняться в силу деградации солнечных батарей, а также деформации кронштейна его крепления из-за чрезвычайно холодных температур открытого космоса. Эти факторы могут сильно затруднить идентификацию приходящего сигнала, если их не учитывать. Чтобы гарантировать, что магнитометры будут работать с предписанной высокой точностью, инженеры объединила их с четырьмя камерами, которые постоянно измеряют изменение расположения магнитометра относительно звёзд.

Как уже говорилось, одна из тайн, которые учёные планируют разгадать, заключается в том, как образуется магнитное поле Юпитера. Учёные предполагают, что обнаружат множество общих черт между магнитными полями Юпитера и земли. Вообще, магнитные поля возникают в результате динамо - эффекта или гидромагнитного динамо по-другому. Этот эффект заключается в самогенерации магнитного поля при определённом движении проводящей жидкости. Поскольку планета вращается, электрически восприимчивые водовороты жидкости создают электрические поля, вызывая появление магнитного поля. Так, например, магнитное поле земли производится жидким железом в ядре планеты.

"В случае с Юпитером, мы совершенно не знаем, какое вещество создаёт магнитное поле вокруг планеты и как глубоко оно расположено. Именно для ответов на эти вопросы и разрабатывалась "Юнона".