Храм та прохм в Ангкоре, Камбоджа.
Ezomir.
Храм та прохм располагается глубоко в джунглях, так что в любое время дня туристам, решившим посетить этот храм, пригодятся фонарик и компас. Путешествие к та прохму возрождает в душе чувства первых исследователей, вновь открывших миру Ангкор. Все здания храма оплетены деревьями, что делает его очень фотогеничным. В годы своего расцвета та прохм сверкал драгоценными камнями и золотом, он был основным святилищем для тысяч деревень
. Храм был построен при короле джаявармане VII и был посвящен его матери. Вырубка джунглей проходила очень аккуратно, чтобы никоим образом не нарушить мистическую атмосферу та прохма.
Руины, в которых лежит та прохм сегодня, сохранили свою таинственную красоту и притягательность: прогулка по руинам храма доставляет невероятное удовольствие, а покинуть это зачарованное место и в самом деле сложно. Храм та прохм располагается к юго-востоку от та кео и к Востоку от Ангкор тхома. Храм та прохм остался нетронутым археологическими раскопками, здесь только были расчищены дорожки для посетителей и несколько укреплены храмовые структуры, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Именно по этой причине, находясь на территории храма, можно почувствовать себя первооткрывателем, сродни тем исследователям, которые добрались сюда к середине XIX века. Расположенный в глубине джунглей - неземной храм та прохм окружен неосязаемой романтической аурой. Стволы деревьев переплетаются с каменными колоннами, а фиги и баньяны оплетают многочисленные камни своими гигантскими корнями, а их могучие ветви образуют над храмом некое подобие крыши.
Повсюду вокруг вы видите природу в ее двойственной роли созидателя и разрушителя, душащего одной рукой и исцеляющего другой. Только разрушив, разломав древний камень, она тут же окутывает его раны бархатным мхом.
Монастырский комплес та прохм - один из крупнейших в Ангкоре. Надписи на санскрите, теперь отправленные на консервацию, дают нам представление о его размерах и предназначении. В ведении та прохма находилось 3140 деревень. Для поддержания нормальной функциональности храма требовалось 79 365 человек, среди которых были 18 жрецов, 2740 чиновников, 2020 помощника и 615 танцоров. Среди собственности храма был золотые блюда общим весом в 500 кг, 35 алмазов, 40 620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, 876 вееров из Китая, 512 шелковых покрывал и 523 шелковых зонтика. Даже принимая во внимания, что, возможно, эти цифры были несколько преувеличены, чтобы приукрасить величие короля, та прохм все же был внушительным памятником.
Комплекс та прохм представляет собой серию длинных низких построек, расположенных на одном уровне и соединенных проходами и галереями, образующими главное святилище. Весь комплекс окружает прямоугольная латеритовая стена. Однако, это расположение, установленное археологами, на сегодняшний день не так легко разглядеть из-за плохого состояния храма и наступления джунглей. В том случае, если храм был построен по законам симметрии, которые всегда считались отличительной чертой кхмерской архитектуры, то сегодня та прохм выглядит совершенно бессистемным образованием, в некоторые помещения храма уже не пройти, в другие можно попасть, лишь преодолев узкие крытые проходы.
Восточный вход отмечен гопурамом, пристроенным к внешней стене храма. Пройдя здесь, можно попасть на огромную немного приподнятую террасу, вымощенную песчаником, расположенную перед восточным гопурамом внешней стены, окружающей территорию храма. К северу от гопурама находится зал, известный как зал танцоров, украшенный по периметру квадратными колоннами. Весь зал богато украшен и скорее всего использовался для исполнения ритуальных танцев, о чем свидетельствуют многочисленные изображения грациозно танцующих апсар (небесных фей. В зал нельзя войти, так как он очень сильно разрушен. В случае если отсюда продолжить движение на Запад, можно выйти к серии галерей и святилищ, расположенных достаточно близко друг к другу. В нишах галерей располагаются статуи божеств женского рода, зачастую увитые корнями деревьев. Фасады и фронтоны украшают изображения различных сцен из буддистских текстов, где-то наспех, где-то тщательно вырезанные. Великолепный образец с небесными феями можно на здании библиотеки увидеть.
Центральное святилище довольно легко пропустить, поскольку по сравнению с другими постройками, оно менее всего украшено. Камень был отбит молотами, возможно для того, чтобы украсить поверхности лепниной или скульптурами, которые отвалились относительно недавно. В пользу этой теории выступают невероятно гладкие стены этого важного святилища. Гладкие и ровные отверстия в стенах главного святилища предположительно ранее закрывались металлическими щитами.
В том случае, если продолжить двигаться дальше на Восток, можно добраться до центрального крестообразного гопурама, рядом с которым находится просторная терраса с осколками каменных скульптур, некогда величественно стоявших на пьедесталах. Храм в твердыне леса заперт. Камень и дерево неразрывно переплелись и, как и тысячелетия тому назад, охраняют тишину и покой здешних мест.