Гарун аль - Рашид, халиф из сказок "тысячи и одной ночи.
1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем абассидского халифата стал Харун ар - Рашид (Гарун аль - Рашид), или справедливый (766-809), - пятый багдадский халиф из династии аббасидов.
Харун Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока превратил. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку
. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар - Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как "Золотой век" багдадского халифата.
В результате фигура Харуна ар - Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок "Тысячи и Одной Ночи", где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.
Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в северной Африке, дейлеме, Сирии, средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.
Из истории арабского халифата.
Арабская государственность на аравийском полуострове зародилась. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На Западе Аравии была расположена Мекка - важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины - степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.
Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение Ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал - илах. Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, - в Йемене и городе ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии - ислама (от слова "Покорность".
В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города пророка (так стали называть Мухаммеда. Здесь была основана мусульманская община как религиозно - военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.
В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование арабского государства (халифата. Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.
После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка. Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы Египет и Иран завоевали. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов - эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.
Историю арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1 мекканский период (622 - 661 гг. ) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) дамасский (661-750 гг. ) - правление омейядов; 3) багдадский (750 - 1055 гг. ) - правление династии аббасидов. Аббас - дядя пророка мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул - Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.
Арабский халифат в правление харуна.
Правление Харуна ар - Рашида.
Харун ар - Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль - Махди (775-785. Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф большим любителем поэзии и музыки являлся. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам "Тысячи и Одной Ночи".
В 785 году трон занял Муса Аль-хади - сын халифа аль - Махди, старший брат халифа Харуна ар - Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать - хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар - Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар - Рашида хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род бармакидов.
Халид из династии бармакидов был советником халифа аль - Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником Запада (всех провинций к Западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар - Рашида Яхья (йахья) бармакид, которого халиф называл "Отцом", был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786-803) правил державой с помощью своих сыновей фадла и Джафара. Однако после смерти хайзуран род бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.
Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар - Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. Дирхемов.
Общая же ситуация ухудшалась в халифате постепенно. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.
Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти омейядов в Испании (андалусии) в 756 г. дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в ифрикию (современный Тунис. Военачальник и наместник аббасидов харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в марокко установилась власть местной династии идрисидов, а через год - в ифрикии и Алжире - аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн джаруда в кайраване в 794-795 гг. но в 797 году в северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль - аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. Динаров.
В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль - барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством хайсама аль - хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.
Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.
На Востоке империи ситуация также нестабильной была. Причём постоянные волнения на Востоке арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно - религиозных традиций местного населения (в основном - персов - иранцев. Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к Viii в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.
Иногда местные жители за династию Алидов выступали. Алиды - потомки али ибн Аби талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно - политической концепции шиитов (партия сторонников али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как "Божественная Благодать". В силу "Божественного Предписания" право на имамат принадлежит только али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из Алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль - фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.
Иногда это были восстания хариджитов - религиозно - политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (Шура. Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.
Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар - Рашида были выступления хариджитов в провинциях северной Африки, северной месопотамии и в сиджистане. Руководитель восстания в месопотамии аль - Валид аш - Шари в 794 году захватил власть в нисибине, привлек на свою сторону племена аль-джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с иазидом аш - шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание в сиджистане вспыхнуло. Его вождь Хамза аш - Шари в 795 году захватил харат и распространил свою власть на иранские провинции кирман и фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы Viii и в начале IX в. хорасан и отдельные области средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.
При этом Харун жесткую религиозную политику проводил. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.
Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами - крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабам.