"Ферми" открывает цикличность в гамма-излучении, испускаемом активной галактикой.

17.11.2015 в 11:29

( Астрономия@Science_Newworld).

Астрономы при помощи космического гамма - телескопа наса "Ферми" обнаружили в так называемой "активной" галактике признаки периодических изменений яркости излучения, которое возникает в результате деятельности сверхмассивной черной дыры, лежащей в центре галактики
Ферми открывает цикличность в гамма-излучении, испускаемом активной галактикой.. Только в том случае, если это открытие будет подтверждено, то оно ознаменует собой первый случай обнаружения периодического гамма-излучения с циклом продолжительностью в несколько лет, идущего со стороны галактики. Такое открытие может помочь ученым проникнуть глубже в суть процессов, идущих в окрестностях черных дыр.

"Взглянув на Результаты Наблюдений, Проведенных при Помощи Телескопа Large Area Telescope (LAT) Обсерватории"ферми" в течение многих лет, мы выявили признаки, указывающие на изменения яркости гамма-лучей, идущих со стороны галактики PG 1553 113, - рассказал Стефано циприни, координатор команды телескопа "ферми" из центра обработки данных итальянского космического агентства в Риме. - Этот сигнал довольно слабый и наблюдается пока на протяжении менее чем четырех циклов, поэтому, хотя выводы напрашиваются многообещающие, мы должны сначала провести дополнительные наблюдения и ещё раз все проверить".

Более половины гамма - источников, наблюдаемых при помощи телескопа LAT обсерватории "Ферми" являются активными галактиками, называемыми блазарами - в том числе и галактика PG 1553 113. Когда материя падает на сверхмассивную черную дыру, часть субатомных частиц оказывается способной покинуть "Гравитационные Объятия" черной дыры, двигаясь со скоростями, близкими к скорости света вдоль пары струй, или джетов, направленных в противоположных направлениях. Блазар является особенно ярким источником света, так как один из его джетов направлен непосредственно в нашу сторону.

Ободренные своими Находками, ученые миссии "Ферми" обратились к результатам многолетних наблюдений галактики PG 1553 113, проведенных при помощи ряда других космических и наземных обсерваторий в радио -, оптическом и рентгеновском диапазонах, и открыли, что и в других длинах волн для этой галактики также наблюдаются периодические изменения яркости.

Ученые предложили несколько сценариев для объяснения этих изменений яркости излучения. Самый любопытный из этих сценариев включает вторую сверхмассивную черную дыру, гравитация которой отклоняет джеты, испускаемые первой черной дырой.

Галактика PG 1553 113 лежит в созвездии змеи, а её свет идет до земли в течение 5 миллиардов лет.