Феномен "Слепота на Лица": виновато ли зрение или почему люди не различают лица?

29.07.2020 в 12:53

Слепота на лица - феномен, который вызывал недоумение у ученых много лет, наконец, получил более глубокое объяснение.
Способность распознавать лица - уникальный и довольно сложный для изучения нейрокогнитивный навык, который имеет важное социальное значение. Довольно неловко встретить улыбающегося и машущего вам человека в парке и не узнать его в лицо. Каждый может время от времени забыть, где раньше видел здоровающегося с ним прохожего
Феномен Слепота на Лица: виновато ли зрение или почему люди не различают лица?. Но лишь 2% населения земли сталкиваются с этой проблемой ежедневно и не могут узнать даже хороших знакомых, друзей и родных.

Данное расстройство называется прозопагнозией или лицевой агнозией. Лица людям с этим заболеванием одинаковыми кажутся. Традиционный взгляд на эту проблему предполагает, что слепота на лица возникает из-за нарушений зрительного восприятия. Однако люди с прозопагнозией прекрасно справляются с тестами на зрительную идентификацию различных предметов. Парадокс много лет привлекал ученых, пока исследователи из гарвардской медицинской школы в бостоне не убедились в том, что неспособность узнать соседа по даче или коллегу связана с трудностями при извлечении информации из памяти.
Джозеф дегутис, ведущий автор работы, опубликованной в журнале Cortex, считает, что люди с прозопагнозией не могут вспомнить контекстные данные о человеке: имя, профессия, семейное положение, хобби. При случайных встречах со знакомыми в парке в мозгу слепых на лица возникает лишь смутное ощущение знакомства без каких-либо деталей в памяти. Можно ли доверять этому ощущению?
Ученые поставили эксперимент, в котором участвовало 60 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Половина добровольцев страдала слепотой на лица в течение всей жизни. Каждому участнику показали по 60 изображений незнакомых лиц. Затем снимки показали еще раз, но добавили к набору 60 новых изображений. Добровольцы классифицировали лица как ранее увиденные или встречающиеся в первый раз.

Участники без прозопагнозии ожидаемо справились с заданием лучше. Тем не менее, люди со слепотой могли верно определить многие лица, которые видели в первой части эксперимента, пусть и с меньшей уверенностью. Потому ученые полагают, что механизм распознавания лиц у обычных людей и тех, кто страдает прозопагнозией, не только отличается способами работы с памятью, но существует нечто более глубокое, чем смутное ощущение знакомства, помогающее слепым на лица их все-таки узнавать.
Результаты ученых - важный шаг к улучшению жизни страдающих прозопагнозией. Кроме того, работа приблизила исследователей к более полному пониманию процессов памяти и тому, как они связаны со зрительным восприятием.