Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Энциклопедия русской кошки.

16.11.2016 в 23:57

Мы попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы девы Марии, "Носит сон в Рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
Энциклопедия русской кошки.
При этом кошка в русской мифологии - одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники хозяйки медной горы.


С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу - иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.
Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "Кошка - Демон", "кошка - домовой", "кошка - творец - кошка - разрушитель", "кошка - проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
У наших предков, есть цикл сказок об Иване - Кошкине сыне. Кот (иногда - добрый кот котович, брат Ивана царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища - Вытаращи Глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа кот котофеич, котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "Хозяйку" - кошку. Она благополучие обеспечит. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь - она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.
Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен - это кошка - творец и кошка - разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота. Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание "кот - Баюн" мы воспринимаем однозначно - как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат называется для животных так. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил.
Пушкинский учёный кот, ходящий "по Цепи Кругом" - трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом - чудовищным котом баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".
В образе кота баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.

Само имя кота баюн - происходит от русского слова "Баять" - рассказывать (слово "убаюкивать" имеет тот же корень, однако в значении "усыплять" стало использоваться намного позже. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот - колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно.
В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: "трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать - кот баюн напустит. Ты смотри - не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а Инде и катком катись; а если уснёшь, кот баюн убьёт тебя или вот еще "Сказочная" цитата: "кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать".
Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота баюна - вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован а. с. Пушкиным.

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка и связующим звеном между мирам является. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.
В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая Жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "Корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин - "Корабельник" - продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и Лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.
"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они схоронились рядом. Кот разодрал всю еду (т. е. съел. При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "Мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.
Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса врагом кошки становится. Это видно из сказки "Кот, Петух и Лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.

В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки.
Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию - "Кошка - Помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т. е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый локи.

Кошку - демона мы видим и в повести гоголя "Вечер Накануне Ивана Купала":
"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка! "- Проговорил Басаврюк: Глядь, Вместо Кошки Старуха, с Лицом, Сморщившимся как Печёное Яблоко, вся Согнутая в Дугу; нос с Подбородком Словно Щипцы, Которыми Щёлкают Орехи".
В другой гоголевской повести "Старосветские Помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н. в. гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках - котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
"Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "кис, кис! " - И вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.

: Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее. Старушка. "Это"это смерть моя за мною приходила! - Сказала она Сама в Себе, и Ничто не Могло ее Рассеять". Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.
Таким образом, "в Мифопоэтике Гоголя Приход - Уход Животного Означает Раздел Мира на Живое и Мёртвое".
Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром. Ezomir.Ezomir.