Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Египет и оккультизм.

30.08.2015 в 00:57

Ezomir.

Цивилизация древнего Египта за несколько тысячелетий собственного существования создала уникальную культуру, которая многих поражает своей древностью и монументальностью.

Всякая культура имеет свой цикл реализации, египетская - не исключение. Она достигла своего апогея приблизительно в XIV веке до н. э. - во время правления аменхотепа III, при котором были возведены храмы в карнаке и луксоре.

Египет и оккультизм.
Впоследствии мощь Египта стала постепенно ослабевать. В IV веке до нашей эры он попал под власть эллинов, в 30 году до н. э. - римлян, а в VII веке н. э. - арабов. В III - V веке н. э. стал мертвым египетский язык.

Что было известно о древнем Египте в Европе эпохи средневековья и возрождения? Очень мало. В первую очередь, это не египетские первоисточники, а свидетельства античных авторов - греческих и римских. Эти источники крайне немногочисленны, основные из них:
- Геродот (V в. до н. э. ) посвятил древнему Египту вторую книгу своей "Истории"; которая вышла во Франции в XVI в.;.
- Диодор (I в. до н. э. ) написал о древнем Египте в своей "Исторической Библиотеке", которая в Европе стала известна в XVI в.;.
- Страбон (I век н. э) отвел Египту часть в своей "Географии" - в Европе работа вышла в начале Xvii в.;.
- Плутарх (I - II век н. э. ) написал работу "Об Изиде и Озирисе", которая появилась в разных странах Европы в эпоху возрождения.

Других серьезных источников по древнему Египту у европейцев практически не было вплоть до конца Xviii - начала XIX века. Ситуация серьезно изменилась в 1798 г. - в Египет осуществил экспедицию Наполеон Бонапарт вместе с группой ученых, которые привезли в Европу огромное количество научной информации.

Еще более обстоятельным образом ситуация изменилась в 1822 г., когда египетский язык расшифровал французский филолог Франсуа шампольон. Это дало начало переводу древнеегипетских текстов на европейские языки.
На фоне такой историографии в Европе развивалась оккультная традиция, в которой все или практически все авторитетное объявлялось египетским.

Для средневекового европейца Египет был далеким географически и темпорально - он казался древним как золотой век, богатым и предельно могущественным, что, несомненно, являлось заслугой правящих жрецов и магов.
Средневековое знание интересно и подлинно, если оно приходит издалека, обладает редкостью и доступно благодаря удивительному стечению обстоятельств. Это вызвало к жизни многие мифы - "Египетская" алхимия, "египетский" герметизм, "египетское" происхождение каббалы и пр.

Сложно определить время возникновения этой традиции мифотворчества, поскольку с IV века до н. э. культура Египта находилась в состоянии распада и под влиянием других культур. Это неизбежно вело к вопросу о том, что можно считать "Египетским".

Например, живший в III - IV веке н. э. сирийский неоплатоник ямвлих написал книгу "Египетские Мистерии", которая имеет мало общего с самобытной культурой египетских царств, но вполне может соответствовать Египту времен нашей эры в статусе римской провинции. В таком предельно ограниченном значении "Египетскими" можно признать даже сочинения Гермеса трисмегиста.

Вследствие подобных разночтений египетское стало многозначным, что еще более расширило возможности для постоения мистификаций.

В XVI веке в Риме появилась "Египетская" табличка исиды, которую сразу анализировал а. кирхер, а потом э. Леви, идентифицировавший ее как книгу тота и источник таро.
В Xviii веке появилось "Египетское" масонство калиостро, а совсем немного позже - такой же "египетский" устав Мемфис - мицраим.

Приблизительно с середины XIX века с египетского языка начали переводиться и пользоваться большой популярностью прежде недоступные источники ( "Тексты Пирамид", "египетская книга мертвых" и пр. ), появились западные исследователи (с. бирч, у. бадж и др. На волне египтомании возник орден золотой зари, в доктрине и практике которого смешались самобытные египетские источники, "Египетский" герметизм и различные "египетские" стилизации - такие как таро райдера - Уэйта.

Тенденцию смешивать "Египетское", "позднеегипетское", стилизации под Египет переймет Алистер кроули, который в 28 лет создаст очередной "египетский" конструкт. Этот английский турист, находясь в каирском музее, пережил откровение, поводом к которому послужило увиденное им музейное число 666 на погребальной египетской стеле.

Результатом "Откровения" стала книга закона, в которой, вероятно, перемешалось все, что бродило на тот момент в голове кроули - от учения золотой зари, розенкрейцерской кабалистики, идей Ф. Рабле, модной в то время концепции промискуитета до фрагмента перевода иероглифов с той самой стелы.

Результат самые смелые ожидания превзошел! Согласно этой работе, египетская богиня нуит, почитавшаяся цивилизацией деспотизма и рабства, объявила основным законом "Делай, что Желаешь". Боги одной вымершей цивилизации спустя несколько тысячелетий начали учить жизни другую цивилизацию и т. д.

После книги закона тоже были попытки подстроиться под египетскую мудрость - в 1908 г. в Америке вышел "Кибалион", имитировавший древнюю Греко - египетскую философию. (С) Ф. мирбах.